Виды профессиональной компетентности

Страница 4

· обеспечивать оптимальное распределение ресурсов между операциями и проектами;

нанимать и отбирать кадры;

совершенствовать команды, повышать квалификацию сотрудников и свою собственную для улучшения показателей;

планировать, распределять и оценивать работу команд, отдельных сотрудников и свою собственную;

налаживать, поддерживать и укреплять эффективные рабочие связи;

собирать, оценивать и организовывать информацию;

обмениваться с коллегами информацией для принятия решений.

Комплексная модель компетентности менеджеров основана на следующих принципах:

По мере перемещения руководителя с нижних уровней управления на более высокие ему требуются все большие знания законов мироздания и высокие общечеловеческие качества, чем традиционная компетентность, которой обучают в бизнес-школах;

На каждом уровне управления важна гармоничная пропорциональность элементов компетентности;

Модель отражает скорее качественную, а не количественную оценку соотношения отдельных элементов компетентности (см. рис 1).

Рис. 2. Комплексная модель компетентности менеджеров

Рис. 1. Комплексная модель компетентности менеджеров

Таким образом, из рисунка видно, что границы компетентности менеджеров определяются его принадлежностью к определенному уровню, включающему в себя высшее, среднее и низшие звенья. Стержневым компонентом для менеджера любого звена является компетентность, определяемая стандартом ведущих западных стран. Причем, чем выше уровень менеджера любого из звеньев, тем шире и полнее должны быть представлены знания законов мироздания, которые включены в необходимую профессиональную компетентность.

Из вышесказанного следует, что повышение уровня занимаемого менеджером, определяет широту его профессиональных знаний и соответственно, границы его профессиональной компетентности.

Растянников А.В., изучая компетенцию в совместном творчестве, выделял в ее составе два вида компетенций: компетентность субъекта в решении творческих задач, социально – психологическую компетентность (43, 26 с.). Где социально – психологическая компетентность – это «способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений» (43, 28 с.). В состав социально психологической компетенции автор включает такие характеристики как: умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы обращения с людьми и реализовывать эти способы в процессе взаимодействия.

Зимняя И.А. опираясь на сформулированные в отечественной психологии положения таких авторов как: Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, Н.В. Кузьмина, А.А. Деркач, А.К. Маркова, выделяет следующие виды компетентностей:

– «компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности

– компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми

– компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах» (14, 40 с.).

Таким образом, каждая группа компетентностей включает в себя виды, образуя тем самым 10 основных компетенций:

1. компетенции здоровье сбережения: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание и соблюдение правил личной гигиены;

2. компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности бытия, жизни, ценности культуры;

3. компетенции интеграции: структурирование знаний, расширение накопленных знаний;

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуем к прочтению:

Психология интеллекта в журналистике
С другой стороны, читатель в настоящее время сталкивается с огромным количеством текстов, некоторые из которых изначально ориентированы на определенный интеллектуальный уровень. Например, в модернизме автор неизменно считал себя учителем ...

Понятие личности и значение знаний о ней в практической деятельности ОВД
Проходя в своем развитии определенные стадии, человек постепенно становится личностью – субъектом познания и активного преобразования материального мира, общества и самого себя. С понятием личности тесно связаны понятия "человек" ...

Исследование потребностей студентов вуза
Потребности являются значимым фактором развития личности, отдельных социальных групп и общества в целом. Их изучение актуально как в научно-теоретическом, так и в практическом смысле. Новые требования к личности в условиях информационной ...