Виды профессиональной компетентности

Страница 4

· обеспечивать оптимальное распределение ресурсов между операциями и проектами;

нанимать и отбирать кадры;

совершенствовать команды, повышать квалификацию сотрудников и свою собственную для улучшения показателей;

планировать, распределять и оценивать работу команд, отдельных сотрудников и свою собственную;

налаживать, поддерживать и укреплять эффективные рабочие связи;

собирать, оценивать и организовывать информацию;

обмениваться с коллегами информацией для принятия решений.

Комплексная модель компетентности менеджеров основана на следующих принципах:

По мере перемещения руководителя с нижних уровней управления на более высокие ему требуются все большие знания законов мироздания и высокие общечеловеческие качества, чем традиционная компетентность, которой обучают в бизнес-школах;

На каждом уровне управления важна гармоничная пропорциональность элементов компетентности;

Модель отражает скорее качественную, а не количественную оценку соотношения отдельных элементов компетентности (см. рис 1).

Рис. 2. Комплексная модель компетентности менеджеров

Рис. 1. Комплексная модель компетентности менеджеров

Таким образом, из рисунка видно, что границы компетентности менеджеров определяются его принадлежностью к определенному уровню, включающему в себя высшее, среднее и низшие звенья. Стержневым компонентом для менеджера любого звена является компетентность, определяемая стандартом ведущих западных стран. Причем, чем выше уровень менеджера любого из звеньев, тем шире и полнее должны быть представлены знания законов мироздания, которые включены в необходимую профессиональную компетентность.

Из вышесказанного следует, что повышение уровня занимаемого менеджером, определяет широту его профессиональных знаний и соответственно, границы его профессиональной компетентности.

Растянников А.В., изучая компетенцию в совместном творчестве, выделял в ее составе два вида компетенций: компетентность субъекта в решении творческих задач, социально – психологическую компетентность (43, 26 с.). Где социально – психологическая компетентность – это «способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений» (43, 28 с.). В состав социально психологической компетенции автор включает такие характеристики как: умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы обращения с людьми и реализовывать эти способы в процессе взаимодействия.

Зимняя И.А. опираясь на сформулированные в отечественной психологии положения таких авторов как: Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, Н.В. Кузьмина, А.А. Деркач, А.К. Маркова, выделяет следующие виды компетентностей:

– «компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности

– компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми

– компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах» (14, 40 с.).

Таким образом, каждая группа компетентностей включает в себя виды, образуя тем самым 10 основных компетенций:

1. компетенции здоровье сбережения: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание и соблюдение правил личной гигиены;

2. компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности бытия, жизни, ценности культуры;

3. компетенции интеграции: структурирование знаний, расширение накопленных знаний;

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуем к прочтению:

Психологические черты и особенности творческой личности
В психологической литературе существуют две основные точки зрения на творческую личность. Согласно одной, креативность или творческая способность в той или иной степени свойственна каждому нормальному человеку. Она так же неотъемлема от ч ...

Понятие психического старения
Старость-это заключительная фаза в развитии человека, в которой этот процесс происходит по нисходящей жизненной кривой.[1] Иначе говоря, в жизни человека с определенного возраста проявляются инволюционные признаки, что выражается уже во ...

Эффекты массовой коммуникации - исследования, периодизация и типология
Основной эффект от воздействия средств массовой информации - изменение поведения аудитории от воздействия СМИ. Изменение поведения аудитории должно быть согласовано с заранее поставленными целями. Под эффектом понимается некий отклик. Ком ...