Виды профессиональной компетентности
· обеспечивать оптимальное распределение ресурсов между операциями и проектами;
нанимать и отбирать кадры;
совершенствовать команды, повышать квалификацию сотрудников и свою собственную для улучшения показателей;
планировать, распределять и оценивать работу команд, отдельных сотрудников и свою собственную;
налаживать, поддерживать и укреплять эффективные рабочие связи;
собирать, оценивать и организовывать информацию;
обмениваться с коллегами информацией для принятия решений.
Комплексная модель компетентности менеджеров основана на следующих принципах:
По мере перемещения руководителя с нижних уровней управления на более высокие ему требуются все большие знания законов мироздания и высокие общечеловеческие качества, чем традиционная компетентность, которой обучают в бизнес-школах;
На каждом уровне управления важна гармоничная пропорциональность элементов компетентности;
Модель отражает скорее качественную, а не количественную оценку соотношения отдельных элементов компетентности (см. рис 1).
Рис. 1. Комплексная модель компетентности менеджеров
Таким образом, из рисунка видно, что границы компетентности менеджеров определяются его принадлежностью к определенному уровню, включающему в себя высшее, среднее и низшие звенья. Стержневым компонентом для менеджера любого звена является компетентность, определяемая стандартом ведущих западных стран. Причем, чем выше уровень менеджера любого из звеньев, тем шире и полнее должны быть представлены знания законов мироздания, которые включены в необходимую профессиональную компетентность.
Из вышесказанного следует, что повышение уровня занимаемого менеджером, определяет широту его профессиональных знаний и соответственно, границы его профессиональной компетентности.
Растянников А.В., изучая компетенцию в совместном творчестве, выделял в ее составе два вида компетенций: компетентность субъекта в решении творческих задач, социально – психологическую компетентность (43, 26 с.). Где социально – психологическая компетентность – это «способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений» (43, 28 с.). В состав социально психологической компетенции автор включает такие характеристики как: умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы обращения с людьми и реализовывать эти способы в процессе взаимодействия.
Зимняя И.А. опираясь на сформулированные в отечественной психологии положения таких авторов как: Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, Н.В. Кузьмина, А.А. Деркач, А.К. Маркова, выделяет следующие виды компетентностей:
– «компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности
– компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми
– компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах» (14, 40 с.).
Таким образом, каждая группа компетентностей включает в себя виды, образуя тем самым 10 основных компетенций:
1. компетенции здоровье сбережения: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание и соблюдение правил личной гигиены;
2. компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности бытия, жизни, ценности культуры;
3. компетенции интеграции: структурирование знаний, расширение накопленных знаний;
Рекомендуем к прочтению:
Понятие «базисный конфликт» по к. хорни
К.Хорни в работе «Наши внутриличностные конфликты» писала: «Чем больше мы узнаем человека, тем более мы способны познавать конфликтующие элементы, которые объясняют симптомы, противоречия и внешние конфликты, и, следует добавить, тем боле ...
Самосознание личности.
C
амосознание
– относительно устойчивая в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая, система представлений индивида о себе, на основе которых он строит свое взаимодействие с другими людьми и свое отношение к с ...
Характеристика задач, решаемых работником уголовного розыска
«Каждый из видов деятельности, будучи более или менее своеобразен по своей природе в целом, более или менее своеобразен и в психологическом отношении, у каждого из них свои навыки, автоматизированная «техника», свои более или менее специф ...