Подходы к изучению ответственности
Положение о неудовлетворительном состоянии проблемы ответственности в современной психологии отмечают многие исследователи. Трудности усугубляются тем, что понятия ответственности в философии, психологии, педагогике совпадают лишь частично, создавая почву для научных споров.
В настоящий момент в отечественной и зарубежной психологии наметилось два основных подхода в исследовании ответственности [16]:
1. Исследование отдельных аспектов ответственности;
2. Системное исследование ответственности.
В исследовании отдельных сторон ответственности выделяются следующие направления:
1) соотношение свободы и ответственности;
2) социальная и личная ответственность;
3) ответственность как нравственная категория;
4) соотношение внутреннего и внешнего в ответственности личности;
5) ответственность как действие;
6) ответственность с позиции каузальной атрибуции;
7) воспитание ответственности.
С позиции системного подхода ответственность исследуется со следующих сторон:
1) анализ взаимодействия функциональных блоков;
2) системный анализ качества ответственности.
Далее остановимся на рассмотрении отдельных сторон и аспектов ответственности личности.
Проблемой соотношения свободы и ответственности занимались следующие исследователи: К.А. Абульханова - Славская, М.М. Бахтин, А.В. Брушлинский, Р. Косолапов, С.Ф. Одуев, Э.И. Рудковский, В.В. Ильин, А.Г. Спиркин, М.Ф. Цветаева, С.R. Rоgеrs и др. По мнению большинства авторов исследуемой проблемы установлено:
1) личность может быть ответственна в той мере, в какой она свободна в своих действиях, а подлинно свободна она лишь в реализации своего собственного замысла и несет ответственность лишь за то, что находится в пределах ее прямого или косвенного влияния;
2) в условиях предопределенного развития социальной ситуации, как и при непредсказуемости ситуации в условиях хаоса, социальная ситуация лишена свободы рационального выбора, внутри нее нет места ответственности, а значит, и нравственному действию и в первую очередь это касается тех лиц, которые принимают чужой сценарий как безусловное руководство к действию;
Один из кардинальных вопросов психологии ответственности - это вопрос о соотношении личной и социальной ответственности:
В философской, психологической и педагогической литературе зачастую происходит отождествление понятий, "отношениях ответственной зависимости" и "ответственности", что не представляется правомерным, ибо ответственное отношение ситуативно, а ответственность — устойчивое качество личности. Необходимо различать ответственность как морально-этическое качество личности и социальную ответственность как профессиональное целеполагающее качество ." [6, 93].
Следует иметь в виду, что и в отношениях ответственной зависимости качество ответственности может быть не реализовано: "С чувством ответственности совершается не любой поступок человека, а лишь социально значимый" [24, 291].
"Объективной основой ответственности человека перед обществом и самим собой является реальная связь общества и личности, которая всегда носит противоречивый характер. Существуют социальные нормы, но существует и свобода выбора, в том числе и возможность их нарушения. Где нет выбора, там нет и ответственности" [24, 293].
Рекомендуем к прочтению:
Причины отсева студентов
Все мотивы были объединены в четыре группы — профессиональные, познавательные, социальной идентификации и утилитарные. Примером профессиональных мотивов может служить стремление стать высококвалифицированным специалистом. Образцом познава ...
Биологические и психологические особенности развития
Юношеский возраст является переходным главным образом в биологическом смысле, поскольку это возраст полового созревания и воспитания, параллельно которому достигают зрелости остальные биологические системы организма. Это так называемый «т ...
Метод опосредованного запоминания
Данный метод предназначен для исследования логической памяти. Испытуемому прочитывается ряд слов, для запоминания каждого из которых он должен выбрать какую-либо одну из разложенных на столе (картинок. Выбираются картинки, имеющие ту или ...