Психологические характеристики допроса.

Страница 5

В связи с этим понятны рекомендации о безотлагательном допросе очевидцев. Чем раньше лицо будет допрошено, тем с большей вероятностью от них будет получены полные и достоверные показания. Но из этого общего правила бывают исключения.

Иногда показания, данные непосредственно после события преступления, являются неполными, непоследовательными. Это объясняется явлением реминисценции. Сущность ее в том, что происходящий сразу же после восприятия процесс торможения делает первоначальное воспроизведение недостаточно продуктивным. В течение последующих 2-3 дней происходит сопоставление и усиление в памяти частей и элементов воспринятого, их смысловых связей. Явление реминисценции имеют довольно большую распространенность у детей и у 40,5% взрослых. Поэтому рекомендуется проводить повторные допросы ввиду недостаточной полноты.

Явление реминисценции лишний раз подчеркивает, что воспринятая информация подвергается определенной переработке, выражающейся в подборе и отборе материала, выявлении и обобщении главного, появлении новых элементов, привнесенных из прошлого опыта и утраты части признаков, что обусловлено интересом воспринимавшего к тем или иным сторонам происшедшего, степени понимания ситуации, объемом и направленностью внимания. Чем больше опыт, знания, шире интеллект воспринимавшего, тем точнее информация после ее переработки в сознании.

Следует учитывать, что на стадии переработки возможно искажение информации в результате внушения и самовнушения. Это имеет место, когда воспринимавший учитывает мнение знакомых, родственников, неполная информация может додумываться, неясные места заполняются воображением и желаемое или предполагаемое выдается за действительное.

Однако, несмотря на возможность определенного искажения или потери информации общепризнанно, что человеческая память при обычных условиях обладает достаточной точностью и достоверностью, что и позволяет считать показания одним из основных видов доказательств по уголовным делам.

Процесс припоминания имеет место уже при получении свидетелем вызова на допрос. Однако это не механическое возобновление ранее воспринятого материала.

Думая о предстоящем допросе, свидетель мысленно возвраща­ется к прошлому, стремясь наиболее точно вспомнить, как было дело, рассказывает об этом своим близким. Замечая пробелы в своих воспоминаниях, он часть из них оставляет не восполненными или вспоминает забытое позднее. Известная часть пробелов памяти неосознанно восполняется иными представлениями, на основе опыта и знаний свидетеля, подобно тому, как происходит заполнение пробелов в восприятиях. Иногда отдельные детали совмещаются во времени и пространстве, их действительная последовательность или взаиморасположение нарушается, происходит замена одной части воспоминаний другой, объединение того, что произошло раздельно, и разъединение того, что факти­чески было связано между собой.

Такая работа мысли приводит свидетеля к построению суждений и умозаключений, которые сам он расценивает как информацию якобы воспринятую им непосредственно. На самом же деле она зачастую является производной.

3 этап: воспоминание, словесное оформление и воспроизведение информации.

Этот этап относится к процессуальному этапу формирования показаний, возникает при производстве по уголовному делу. Он начинается с момента воспроизведения (репродукции), т. е. процессе изложения на допросе ранее воспринятой информации. При этом совершается целенаправленное восстановление в сознании воспринятых обстоятельств.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Рекомендуем к прочтению:

Особенности и структура учебной группы
Развитие личности осуществляется в процессе установления различных: прямых и косвенных, непосредственных и опосредованных отношений с окружающей ребенка социальной средой, в процессе социального общения, формирующего и реализующего эти от ...

О родительском авторитете
Наверное, будет просто неудобно в самой семье перед детьми доказывать родительскую власть постоянной ссылкой на общественное полномочие, требующее правильного воспитания ребенка. Воспитание детей начинается с того возраста, когда никакие ...

Психоаналитический подход к организации обучения и воспитания
Теоретические основания: представ-ния Фрейда о лич-сти и её структуре, о специф-их стадиях разв-ия (Стадии: оральная (до 18мес.), анальная (1,5-3г.), фаллическая (3-6), латентная (6-12), генитальная). Большое внимание удил-ся детству, ког ...