Психологические характеристики допроса.

Страница 7

З.В виде мимики, жестов, реплик, замечаний следователя, в которых он явно выражает свое отношение к показаниям.

Внушению более подвержены люди впечатлительные, робкие, стеснительные, а также находящиеся в состоянии утомления. Некритическая внушаемость может быть подмечена у всех без исключения людей, но в очень разной степени: у детей много более, чем у взрослых; у людей утомленных и истощенных сильнее, чем при хорошем самочувствии; при сниженном тонусе коры мозга, при страхе, растерянности, неуверенности сильнее, чем в спокойном, бодром состоянии.

Очевидно, что в подобных состояниях усиливается возможность внушающего воздействия следователя и, несомненно, снижается результативность допроса. Поэтому допрашивающему важно следить за проявлением собственного поведения, эмоционального состояния и, когда эго нужно, стараться быть непроницаемым.

При допросе нельзя не учитывать внушающего воздействия на допрашиваемого общественных настроений, различных толкований, которые введутся вокруг расследуемого события, давления заинтересованных лиц, влияния газетных сообщений, если они тенденциозно освещают факты.

4 этап: Прием, переработка и процессуальное закрепление информации.

Этот этап многими исследователями психологии допроса вообще не выделяется как отдельный, зачастую опускается. По сути дела он является оборотной стороной третьего этапа, т. е. воспоминания, словесного оформления и воспроизведения информации допрашиваемым, так как относится целиком и полностью к другой стороне, к деятельности допрашивающего, психологическим особенностям по оформлению третьего этапа. Прием, переработка и процессуальное закрепление информации идет почти параллельно третьему этапу, имеет крайне незначительный разрыв во времени между воспроизведением и закреплением информации.

Однако выделение этого этапа в самостоятельный диктуется своеобразными психологическими закономерностями, понимание которых помогает избежать ошибок при приеме, переработке и закреплении информации.

Недопонимание и ошибочность понимания сказанного на допросе встречаются довольно часто. Допрашивающий неправильно понял свидетеля и записал в протокол искаженную мысль. Допрашиваемый неправильно понял допрашивающего и дал неверный ответ.

Неправильное понимание допрашивающим допрашиваемого обуславливается несколькими причинами:

-допрашивающий просто чего-то не расслышал, а поспешность, не терпение и невнимательность помешали понять сказанное;

- "опережающее внимание", т.е. выработанная спецификой работы ускоренная реакция в ходе допроса, умение понимать с полуслова. Уже восприняв минимальный объем информации, допрашивающий начинает обрабатывать вероятностную, будущую информацию, зачастую не уяснив подлинного смысла сказанного, что таит опасность искаженного восприятия слов и мыслей допрашиваемого;

- предвзятостью, предубеждением, увлечением определенной версией, приводящей к тому, что допрашивающий слышит не то, что сказано, а то,

- восприятием не всего сказанного, обусловленного тем, что производя переработку полученной и в большинстве случаев избыточной информации, допрашивающий производит отбор существенного, отбрасывая, на его взгляд, сведения, не существенные для дела. В результате неправильного определения значимости утрачивается часть нужной информации;

- неосведомленностью допрашивающего в специальных вопросах, подлежащих выяснению (технологии производства, бухгалтерском учете и т.д.), а также недопониманием в результате использования выражений, двусмысленно отражающих предмет, явления или его свойства, засоренностью речи спецтерминами или профессиональным жаргоном, в том числе воровским.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Рекомендуем к прочтению:

Сущность и структура общения
В дальнейшем, рассматривая различные аспекты, связанные с процессом общения, необходимо дать определение понятию «общение». Во всём многообразии психологических направлений существуют различные подходы к определению понятия «общение». На ...

Примеры ассимиляции символа Троицы
Неожиданно в 20 веке Борис Раушенбах предпринял попытку найти логическое основание символу Троицы. Его, как ученогоофизика, волновал вопрос, занимавший ещё древних греков – вопрос о рационализации религиозного познания. Раушенбах задался ...

Характеристика личностного развития современных первоклассников
На рубеже 20-21 вв. система дошкольного и начального школьного образования в России претерпела значительные изменения. В старшем дошкольном возрасте традиционные дошкольные виды деятельности в значительной степени были вытеснены занятиями ...