Психология как наука

Психологические направления » Психология как наука

Страница 2

На рубеже XIX—XX вв. начинается быстрое развитие психологии. Развитие стимулируется успехами естествознания, и в первую очередь развитием биологии, физиологии органов чувств, психофизики и физиологии высшей нервной деятельности, а также возросшими требованиями, которые предъявляются к психологии со стороны медицины и педагогики.

Выделяются такие специальные области психологии, как медицинская, детская и педагогическая психология, психология труда, социальная психология. Все это создает условия для переориентации психологической науки. Возрастает удельный вес психологических исследований. В результате психология утрачивает свою обособленность и превращается в самостоятельную, разветвленную область научного знания.

Но и сейчас главной методологической проблемой психологии является вопрос ее предмета и метода исследования. Убеждение о невозможности осуществить в психологии переход от явления к сущности приводит некоторых исследователей к отказу от научного познания психики.

За многолетнюю историю развития науки психологии было выработано достаточное количество разнообразных теорий и направлений. Некоторые из них были переосмыслены и дополнены в XX в. последователями и продолжателями различных концепций. Одними из самых известных являются теория психоанализа и направления бихевиоризма.

Бихевиоризм — направление, зародившееся в американской психологии. Его приверженцы утверждают, что психика — это различные формы поведения, совокупность реакций организма на стимулы внешней среды, а все психические явления — это реакции организма, преимущественно двигательные. В основе мышления лежат речедвигательные акты, эмоции вызываются изменениями, которые происходят внутри организма. За единицу поведения принимается связь (корреляция) стимула и реакции. Законы поведения выступают как отношения между тем, что происходит на «входе» (стимул) и «выходе» (двигательный ответ) системы организма.

Основной метод исследования бихевиористов—наблюдение и описание реакций организма в ответ на воздействия окружающей среды. В результате различия между поведением животных и человека рассматриваются с точки зрения степени сложности.

Психоанализ — направление в психологии, основанное австрийским психиатром и психологом 3. Фрейдом в конце XIX — начале XX вв. Психоанализ первоначально возник как метод изучения и лечения истерических неврозов. Но результаты психотерапевтической практики были интерпретированы 3. Фрейдом в психоаналитической теории бессознательного. Впервые в единой теории были поставлены проблемы движущих сил душевной жизни человека, мотивов и влечений, смысловой и энергетической характеристик психики, а также ее структурной организации и психодинамики.

Становление взглядов 3. Фрейда прошло два основных этапа. На первом этапе была разработана схема психики, которая включала представление о трех ее сферах: сознательном, предсознательном (близко по своим свойствам к сознанию) и бессознательном (отделено от первых двух особой психической инстанцией — цензурой).

На завершающем этапе развития теории Фрейд выдвигает структуру личности. Она состоит из трех компонентов: Оно — вместилище инстинктивных влечений, подчиняющихся принципу удовольствия, Эго — психологическая инстанция, опосредующая связь Оно внешним миром с Супер-Эго. Супер-Эго включает социальные запреты, нормы и идеалы. Эго подчиняется принципу реальности, выполняет функцию согласования противоположных сил, действующих в психике человека.

Современная психология представляет собой широко разветвленную область знания, включающую ряд отдельных дисциплин научных направлений. Несмотря на продолжающийся процесс дифференцирования отраслей, она сохраняет единство своего предмета исследования.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем к прочтению:

Барьеры в системно-динамической модели деятельности
Особая роль понятию барьеров отводится в системно- динамической модели деятельности, разработанной Р.Х. Шакуровым. Он предлагает рассматривать отношения человека с миром как ."активную форму взаимодействия, направленного прежде всего ...

Составляющие профессиональной компетентности муниципальных служащих
Прежде чем рассмотреть вопрос содержания профессиональной компетентности муниципальных служащих, необходимо проанализировать условия и специфику деятельности на муниципальной службе. Современный этап развития местного самоуправления хара ...

Особенности мышления младших школьников
С началом обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка (Л.С. Выготский, 1991 г.) и становится определяющим в системе других психических функций, которые под его влиянием интеллектуализируются и приобретают произволь ...