Возникновение и развитие психики

Психологические направления » Возникновение и развитие психики

Страница 1

Возникновение психики связывают с развитием материи. Развитие материи — это ее переход от низших форм к высшим. Первоначально существовала лишь неорганическая материя, неживая природа. На определенной ступени развития материи в результате эволюции, которая длилась миллионы лет, возникла новая форма движения материи, новое ее свойство — жизнь. В процессе развития материи появились растения, животные, человек с его сознанием, которое представляет собой высочайшее порождение материи.

Возникшая на определенной ступени биологической эволюции, психика представляет собой необходимое условие дальнейшего развития жизни. Изменившись и усложнившись, психическое отражение приобретает у человека новую форму — форму сознания. Сознание порождается жизнью в обществе и теми общественными отношениями, которые определяют его связи с миром. Необходимость возникновения сознания происходит из особого характера человеческого труда, качественно отличающегося от инстинктивного поведения животных. Труд как целесообразная и продуктивная деятельность требует, чтобы объективный результат его был представлен в голове человека в такой субъективной форме, которая позволяет сопоставлять его с исходным материалом (предметом труда), его преобразованиями и с достигнутым результатом (продуктом труда). При этом представление, которое регулирует деятельность субъекта, находит свое воплощение в ее продукте и в этой форме оно и выступает для человека.

Психика человека существенно отличается от психики даже высокоорганизованных животных тем, что она в большинстве своих проявлений осознанна.

Сознание есть высшая форма психического отражения объективной действительности, свойственная только человеку.

Процесс сопоставления представления, опосредствующего деятельность, с отражением ее продукта и есть процесс сознания. Он может осуществиться лишь в том случае, если объект выступит для субъекта в своей отраженной в языке форме. Поэтому осознанное это всегда также словесно определенное. В этой своей функции не только язык является средством общения людей, но также действительное сознание, существующее для индивида лишь постольку, поскольку оно существует для других людей. Таким образом, возникновение сознания как формы проявления психики возможно лишь в обществе. Будучи главной формой проявления психики человека, сознание не исчерпывает ее.

При этом человеку присущи и неосознаваемые психические явления и процессы, т.е. такие, о которых он не может дать себе отчета, и которые скрыты от его самосознания.

Наличие психики обязательно связано с высшими формами органической жизни, проявления психики свойственны только животным и человеку. Психика животных гораздо проще и более элементарна, чем психика человека. Следовательно, психика человека качественно отлична от психики животных. Только человеку присуща высшая форма психической жизни — сознание. Сознание выражается в целенаправленной трудовой деятельности, преобразующей окружающую среду и связанной с возможностью предварительно обдумывать свои действия, планировать пути и средства достижения поставленных целей, отчетливо представлять себе конечный результат. Таким образом, психология — это наука о психике и закономерностях ее проявления и развития.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем к прочтению:

Правила поведения в обществе – китайский этикет
Для многих европейцев Китай не просто другая страна - это совершенно иной мир! Люди, впервые приехавшие в Китай, не только сталкиваются с различиями в языке, географии, политике и т.п. - многие испытывают настоящий культурный шок. Многие ...

Методы психологического изучения личности
С точки зрения профессора, доктора педагогических наук Б. Г. Ананьева методы психологического исследования являются системами операций с психологическими объектами и вместе с тем являются гносеологическими объектами самой психологической ...

Нарушения сна у детей
Эти расстройства многообразны и по структуре существенно отличаются от нарушений сна взрослых. Распространенность их в возрасте 1-5 лет составляет 25%. Наиболее часто у детей выявляются ПАРАСОМНИИ (различные феномены, возникающие в процес ...