Возникновение и развитие психики

Психологические направления » Возникновение и развитие психики

Страница 2

Следует отметить, что возникновение психики — это результат эволюции материи. Психика не возникает с зарождением жизни на Земле, она появляется только на относительно высоком уровне развития органической жизни. Простейшие живые существа не обладают способностью психического отражения. Они отличаются лишь так называемой раздражимостью — способностью реагировать, отвечать на воздействия среды. Для этого не нужно нервной системы, собственно же психика как выделение и отражение отдельных свойств окружающих предметов и явлений связана с появлением и развитием нервной системы.

Развитие психики на основе усложнения нервной системы происходит под влиянием условий и образа жизни живого существа, в процессе приспособления его к окружающей среде. Изменяющиеся условия жизни вызывают изменения в поведении животных, это в свою очередь стимулирует развитие нервной системы. Развивающаяся нервная система далее способствует усложнению приспособления животного к окружающей среде. В итоге происходит постепенное, качественное преобразование психической деятельности от элементарных форм к более сложным.

В зависимости от уровня развития нервной системы в психической деятельности различают три типа поведения животных (как способы приспособления к окружающей среде): инстинкты, навыки и простейшие формы интеллектуального (разумного) поведения.

Высшая ступень развития психики, свойственная только человеку, называется сознание. Важное отличие сознания человека от психики животных заключается в наличии самосознания, т.е. способности познавать не только внешний мир, но и самого себя, свои типичные и индивидуальные особенности. Это в свою очередь открывает возможности для совершенствования самого себя, самоконтроля, самовоспитания. Таким образом, сознание можно определить как высшую форму отражения объектов действительности с помощью речи, языка.

Возрастная психология — это целый раздел психологии, в котором изучаются вопросы развития психики в онтогенезе, закономерности перехода от одного периода психического развития к другому на основе смены типов ведущей деятельности. Возраст характеризуется теми специфическими задачами освоения форм культуры, которые решаются человеком, а также качественно новыми типами деятельности. Каждому типу деятельности соответствует определенное психологическое новообразование, которое возникает на определенной ступени развития и определяет сознание человека, а также его отношение к себе и окружающему миру в целом.

Каждый возрастной период следует изучать с учетом общих тенденций развития, с учетом особенностей предыдущего и последующего возрастных периодов. Хронологические рамки и особенности каждого возраста не статичны. Они определяются действием общественно-исторических факторов, а также социальным заказом общества. Каждый возраст имеет резервы развития, которые могут быть мобилизованы в процессе специально организованной деятельности ребенка.

Под возрастом понимают определенный, ограниченный относительными хронологическими границами период в физическом и психическом развитии человека (раннее детство, дошкольный возраст, подростковый возраст, зрелый возраст, старость). За одни и те же временные отрезки в разные периоды происходят различные по темпу и качеству изменения в физическом и психическом облике человека. При этом в каждом периоде особенно интенсивно изменяются различные, характерные именно для этого периода, физические и психологические особенности. К определенному хронологическому возрасту большинство людей, если они живут в сравнительно одинаковых социально-экономических условиях, достигают приблизительно одного и того же уровня физического и психического развития. Данное обстоятельство предусматривается законодательством, которое определяет возраст получения человеком определенных прав и обязанностей.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем к прочтению:

Родительская ответственность в структуре феномена родительства
По мнению Р.В. Овчаровой, родительство – «социально-психологический феномен, представляющий собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, представлений и убеждений относительно себя как родителя, реализуемую во всех проявл ...

Специфика агрессии в подростковом возрасте
Психические нарушения имеют определенные этапы развития, проходя через которые они достигают наибольшей степени выраженности. Любые психопатологические феномены, синдромы включают начальные проявления, развернутую стадию, этап завершения, ...

Характеристика задач, решаемых работником уголовного розыска
«Каждый из видов деятельности, будучи более или менее своеобразен по своей природе в целом, более или менее своеобразен и в психологическом отношении, у каждого из них свои навыки, автоматизированная «техника», свои более или менее специф ...