Формирование мировоззрения в ранней юности. самоопределение
Ранняя юность — это время поиска смысла жизни, активного самоопределения молодежи в существующей системе общественных отношений, а также в мире профессиональной деятельности, в принятой системе духовных и нравственных ценностей. Процесс этот сложный и неоднозначный. В одном случае он может пойти по линии адаптации человека к требованиям общества или какой-то его группы. Эта позиция облегчает жизнь, так как нет необходимости принимать самостоятельные решения, но в то же время обедняет ее, так как не нужно думать, искать, все предопределено. В другом случае этот процесс может развиваться по пути теоретического осмысления принятой в обществе совокупности взглядов, оценок, позиций и их реализации в практической деятельности. Этот путь предполагает активную деятельностную позицию человека, необходимость сознательного выбора и принятия решений.
Именно в этом последнем случае создаются условия для формирования мировоззрения, т.е. определенного взгляда на мир и на свое место в нем. Мировоззрение выступает в качестве ядра сознания, направляющего и организующего поведение. Бедность жизненного опыта может привести к поспешным обобщениям, нереалистичному мышлению, преодолеть которое можно только в процессе активного преобразования действительности.
Современный молодой человек на этом пути встречается со многими трудностями. Возраст, физические возможности и достигнутый уровень психического развития ставят его перед проблемой наполнения собственной жизни общественно значимым содержанием, а реальные условия ограничивают его. Для подавляющего большинства юношей и девушек еще продолжается время учебы с полной свободой от бытовых и материальных забот. Это позволяет все оставшееся от учебы время посвящать поискам «интересного» занятия. Но при этом упускается из виду, что интерес приходит при достаточно высоком уровне владения делом. Умозрительный, без практического действия перебор занятий мало дает для развития личности. Потребление произведений массовой культуры и различные примитивные формы проявления активности (драки, малоинтеллектуальные состязания и т.п.) останавливают процесс развития личности в силу простоты и вседоступности необходимых действий.
Формирование мировоззрения и ценностных ориентации, самоопределение и самовоспитание человека предполагает его участие в серьезной и лично значимой деятельности, которая обеспечивает не только развитие способностей и становление нравственных норм, но и формирование соответствующих привычек поведения.
Научное изучение возникновения и развития психики — это путь познания ее природы и сущности, ее жизненного значения. Согласно биогенетической концепции психика в своей зачаточной форме (т.е. способности ощущения) возникла из раздражимости живых существ как активное отражение ими жизненно важных для них изменений окружающей среды, регулирующее их поведение. Развитие психики сопровождалось биологической эволюцией животных в связи с образованием и развитием их нервной системы. Развитие психики характеризовалось переходом от сенсорных к перцептивным и интеллектуальным способам регуляции поведения, а также изменениями соотношения инстинктивных и условно-рефлекторных его механизмов в сторону возрастания роли последних и приспособлением животных к окружающей среде.
Рекомендуем к прочтению:
Психосоциальные аспекты особенностей одаренности
Казалось бы, ребенку, опережающему сверстников по уровню интеллекта, блещущему умственными способностями, уготовано более счастливое, чем у других, детство, ему будет особенно легко учиться. В действительности же все не так. У детей с ран ...
Процессуальные нормы судебного следствия
На этапе судебного следствия для формирования у председательствующего судьи, профессиональных судей и присяжных заседателей правильного личного внутреннего убеждения по решаемым ими вопросам с учетом позиции сторон, представленных ими и и ...
Поведенческие реакции подростков
Подростковый конформизм.
Конформист – это человек, боящийся отличаться от большинства, он очень хочет во всем походить на других, перенимает идеи, моду, походку, манеры, словом, все, что популярно в его среде. Переходный возраст – время ...