Формирование мировоззрения в ранней юности. самоопределение

Психологические направления » Формирование мировоззрения в ранней юности. самоопределение

Страница 2

В целом развитие психики совершается постепенно, но в нем наблюдаются и некоторые скачки. Количественные изменения подготавливают качественные изменения психики, которые совершаются путем дифференциации целого, выделения в нем отдельных функций и новой их интеграции.

Новые структуры возникают из старых путем их реорганизации, старое входит в новообразуемые структуры, претерпевая при этом те или иные изменения.

Новая, более сложная структура подготавливается старой, более элементарной, которая не обладает признаками целой новой структуры, а только ее элементами, которые синтезируются в новой структуре.

Филогенез развития психики определяет онтогенез путем создания для него естественных предпосылок и социальных условий. Человеческий индивид рождается с природными возможностями человеческого, психического развития, которое реализуются в общественных условиях его жизни с помощью средств, создаваемых социумом.

Одним из тезисов социогенетической концепции развития психики является развитие психики человеческого индивида. Следует отметить, что это обусловленный и вместе С тем активный саморегулирующийся процесс. С другой стороны, это и внутренне необходимое его движение от низших к высшим уровням жизнедеятельности. В данном движении внешние обстоятельства, обучение и воспитание всегда действуют через внутренние условия. С возрастом постепенно повышается роль собственной активности индивида в его психическом развитии, в формировании его как личности. Как бы предвосхищая свое будущее, осознавая свои достижения и недостатки, человек стремится к самосовершенствованию посредством собственной деятельности, учения, игры, труда и общения с другими людьми.

Согласно диалектическому пониманию развитие не является процессом только чисто количественных изменений, а также увеличения или уменьшения каких-либо психических проявлений, свойств и качеств. Соответственно и психическое развитие нельзя целиком сводить" к тому, что с возрастом что-то увеличивается, например словарный запас, объем внимания, количество запоминаемого материала, или уменьшается, например детская фантазия, импульсивность в поведении.

Под возрастом понимают определенный, ограниченный относительными хронологическими границами период в физическом и психическом развитии человека, в частности раннее детство, дошкольный возраст, подростковый возраст, зрелый возраст, старость. За одни и те же временные отрезки в разные периоды происходят различные по темпу и качеству изменения в физическом и психическом облике человека. Особо следует подчеркнуть, что при этом в каждом периоде особенно интенсивно изменяются различные, характерные именно для этого периода, физические и психологические особенности. Уже к определенному хронологическому возрасту большинство людей, если они живут в сравнительно одинаковых социально-экономических условиях, достигают приблизительно одного и того же уровня физического и психического развития. Данное обстоятельство предусматривается законодательством, которое определяет возраст получения человеком определенных прав и обязанностей. Например, возраст наступления гражданской зрелости дает право избираться и быть избранным в выборные органы управления обществом, призыв на военную службу, право на пенсию и т.п. Определение возраста часто связывают с понятием «развитие», в частности с развитием психики. Развитие психики — это последовательные, прогрессирующие и в целом необратимые количественные и качественные изменения психики живых существ. Следует отметить, что онтогенез человеческой психики носит стадиальный характер. Последовательность его стадий, периодов (это раннее, дошкольное детство, младший, средний и старший школьный возрасты) необратима и предсказуема. Но вместе с тем в каждом возрастном периоде можно наблюдать индивидуальные различия в развитии психики. Процесс развития психики продолжается и в зрелом возрасте, на протяжении всей жизни человека. Основными факторами возрастного развития человека являются: самообразование, профессиональный труд, а также общественная работа, спортивная и другие виды деятельности, семейная жизнь, воспитание своих детей. Движущими силами развития человека как личности являются возникающие в процессе развития внутренние противоречия.

Страницы: 1 2 

Рекомендуем к прочтению:

Зависимость представлений мужчины об идеальной жене
С незапамятных времен человечество стремится создать представление об идеальной женщине. Каждая эпоха и каждое общество предлагает свой вариант красоты внешней и внутренней. В библейской "Песне песней" влюбленный так хвалит сво ...

Дезадаптирующие факторы педагогического процесса
Психологическая защита – это механизм поведения, обусловленный врожденными потенциалами и жизненным опытом личности, который позволяет ей ограждать свою субъективную реальность от посягательств окружающих и разрушительной самокритики. Гл ...

Психологическое различие между полами
На мой взгляд, это очень актуальный вопрос, особенно в наше время, когда отношения между полами меняются, а соответственно меняется положение человека в обществе, его социальная роль и статус. Психологические различия между мужчинами и же ...