Направленное формирование первого впечатления
Все филогенетическое развитие свидетельствует о том, что определяющим в процессе развития чувствительности по отношению к тому или иному раздражителю является его биологическая значимость, то есть связь с жизнедеятельностью, с поведением, с приспособлением к среде. В ходе исторического развития человека развитие специфически человеческих форм восприятия неразрывно связано с развитием общественной практики. Порождая новые формы предметного бытия, историческое развитие общественной практики порождало и новые формы восприятия. Лишь благодаря развитию техники в восприятии человека включается недоступная восприятию обезъяны "наивная физика"; в процессе художественной деятельности формировалось человеческое восприятие красоты форм - изобретательных и музыкальных.
Живя и действуя, разрешая в ходе своей жизни встающие перед ним практические задачи, которые воспринимает окружающее. Восприятие предетов и людей, с которыми ему приходилось иметь дело, условий, в которых протекает его деятельность, составляет необходимую предпосылку осмыссленного человеческого действия. Жизненная практика заставляет человека перейти от непреднамеренного восприятия к целенаправленной деятельности наблюдения; на этой стадии восприятие уже превращается в специфическую "теоретическую"деятельность.
Восприятие является чувственным отображением предмета или явления обьективной действительности, воздействующей на наши органы чувств. Восприятие человека - не только чувственный образ, но и осознание выделяющегося из окружения противостоящего субьекту предмета. Осознание чувственно данного предмета составляет основную, наиболее существенную отличительную черту восприятия.
Процесс восприятия включает в себя познавательную деятельность "прощупывания", обследования, распознания предмета через образ; возникновение образа из чувствительных качеств в свою очередь опосредовано предметным значением, к которому приводит истолкование этих чувственных качеств.
Значение структуры целого для восприятия в состав его частей обнаруживается очень ярко и наглядно в некоторых оптико-геометрических иллюзиях. Во-первых, воспринимаемая величина фигур оказывается зависимой от окружения, в котором они даны.
Всякое восприятие является восприятием объективной действительности. Ни одно восприятие не может быть ни истинно понято, ни даже правильно, адекватно описано вне отношения к объективному предмету, к определенному участку или моменту объективной действительности.
Восприятие человека предметно и осмысленно. Оно не сводится к одной лишь чувственной основе.
Осмыслить восприятие означает, что в него включается мышление, осознание значения, но мышление всегда заключает переход от единичного через особенное к общему.
Как сознательный процесс, восприятие включается в процесс исторического развития сознания. Человеческое восприятие исторично. Чувственное восприятие не только сенсорный акт, обусловленный лишь психологической природой рецепторов; оно только относительно непосредственный акт познания мира историческим человеком. Всякое восприятие предмета фактически является включением воспринятого объекта в организованную систему представлений, в определенную систему понятий.
Восприятие обычно никогда не бывает чисто пассивным, только созерцательным актом. Влияние интересов и чувств проявляется в восприятии сначала в форме непроизвольного внимания. Но восприятие может существовать на разных уровнях.
Рекомендуем к прочтению:
Характеристика основных свойств личности
Научная психология большую часть своего исторического пути развивалось как функциональная психология, т.е. наука, изучающая психически-познавательный процесс. Но в начале 20 века было признано, что познавательные и иные процессы существую ...
Психологическое здоровье детей.
Что же такое норма психологического здоровья, на которую следует ориентироваться, работа с детьми? Если для психического здоровья норма – это отсутствие
патологии,
симптомов,
мешающих адаптации человека в обществе, то для определения н ...
Самосознание личности.
C
амосознание
– относительно устойчивая в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая, система представлений индивида о себе, на основе которых он строит свое взаимодействие с другими людьми и свое отношение к с ...