Строение и функции нервной системы

Психологические направления » Строение и функции нервной системы

Страница 2

Это случилось во второй половине XIX в. Английский анатом Аугуст фон Валер разработал специальный состав, окрасил им пучки нервных клеток и установил, что отдельные нити, из которых состоят периферические нервы, — это отростки клеток, находящихся внутри спинного и головного мозга. Валеру даже удалось рассмотреть самые крупные из клеток в окуляр примитивного микроскопа. Однако для детального изучения очень сложных и компактных тканевых структур требовались более современные оптические приборы и новые красители, позволяющие сделать видимыми мельчайшие нервные клетки. Вскоре улучшеный метод окраски нервной ткани был изобретен итальянским гистологом Камил-ло Гольджи (1844—1926) и его испанским коллегой Сантьяго Рамоном-и-Кахале (1852— 1934).

В 1906 г. они получили Нобелевскую премию в области физиологии и медицины.

Ученые обнаружили в мозге клетки двух типов: кроме уже известных к тому времени нейронов они нашли нейроглию.

Глиальных клеток в нервной системе около 130 млрд — в 10 раз больше, чем нейронов, при которых они выполняют обязанности обслуживающего персонала.

Нейроглия защищает, механически поддерживает и питает нейроны.

С точки зрения современной науки нервная система — совокупность нейронов, соединенных при помощи синапсов в клеточные цепи, которые действуют по принципу отражения, т.е. рефлекторно. Рефлекс (от лат.reflexus — «повернутый назад», «отраженный») — реакция организма на раздражение, осуществляемая при помощи нервной системы.

Первые представления об отраженной деятельности мозга были высказаны в 1649 г. французским ученым и философом Рене Декартом (1596—1650). Он рассматривал рефлексы как простейшие движения. Однако со временем понятие расширилось. В 1863 г. создатель русской школы физиологов И. М. Сеченов произнес фразу, вошедшую в историю медицины: «Все акты сознательной и бессознательной деятельности по способу происхождения суть рефлексы».

Другой русский ученый, И. П. Павлов, создал учение о высшей нервной деятельности. Рефлексы, лежащие в ее основе, Павлов разделил на безусловные, с которыми человек рождается, и условные, приобретаемые в течение жизни. Структурная основа любого рефлекса — рефлекторная дуга. Самая короткая состоит из трех нейронов и функционирует в пределах туловища. Она включается при раздражении рецепторов (от лат.recipio — «принимать»); ими служат чувствительные нервные окончания или специальные клетки, преобразующие то или иное воздействие (например, свет или звук) в биопотенциал (от гр.bios — «жизнь» и лат.potential-сила»). По центростремительным—афферентным (от лат.affero—«приношу») — волокнам сигналы поступают к первому(чувствительному) нейрону, расположенному в спинно-мозговом узле. Он пропускает через себя первоначальную информацию, которую мозг через доли секунды преобразует в привычные ощущения. По аксону чувствительной нервной клетки импульсы следуют ко второму нейрону — промежуточному (вставочному). Он находится в задних отделах, так называемых задних рогах, спинного мозга. Отсюда сигналы поступают в передние рога, к третьему — двигательному — нейрону. Аксон двигательной клетки выходит за пределы спинного мозга вместе с другими эфферентными (от лат.effero — «выношу») волокнами в составе нервных корешков и нервов. Они передают сигналы центральной нервной системы рабочим органам — мышцам, железам, сосудам. Чувствительный и двигательный нейроны — альфа и омега простой рефлекторной дуги: с одного она начинается, другим заканчивается. В сложных рефлекторных дугах образуются восходящие и нисходящие клеточные цепи, соединенные каскадом вставочных нейронов.

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем к прочтению:

Выводы
Опираясь на изложенные взгляды, можно, по-видимому, предположить, что глобальная самооценка (self-esteem, self-regard) не просто отражает некоторое обобщенное чувство «за» или «против» собственного «Я» индивида, а сама обладает сложным ст ...

Формирования интереса к профессии как механизм воспитательной работы в школе
Важным компонентом системы профессиональной ориентации учащихся является профессиональное просвещение – “сообщение школьникам сведений о различных профессиях, их значении для народного хозяйства, потребностях в кадрах, условиях труда, тре ...

Культура питания и профилактика старения
Нерациональное питание- один из важнейших факторов риска преждевременного старения. Сегодня, когда, по мнению геронтологов, старение человека в преобладающем большинстве происходит по патологическому преждевременному (ускоренному) типу, ...