Психологические теории в социальной работе

Общая психология » Психологические теории в социальной работе

Страница 3

Поняв ситуацию с N, социальный работник помог ему поверить, что на него не свалилась серия разных несчастий, а что все неприятности сплетались в одно целое. Это не только облегчило страдания N по поводу смерти отца, и он смог освободиться от страха, вызванного одиночеством после ухода жены, но и изучить самые простые способы установления отношений с окружающими и нормализовать их [1].

На этом примере видно, что для оказания помощи клиенту N необходимо было специальное вмешательство социального работника и, прежде всего — стремление понять истинную причину его острой эмоциональной напряженности. Согласно такой позиции кризисное вмешательство (четко регламентированное, базирующееся на методах психологического воздействия) является действием, которое прерывает серию событий, ведущих к нарушению нормальной жизни людей. Поэтому кризисное краткосрочное вмешательство рассматривается как общая теория решения проблем клиентов.

Видный представитель этого направления в социальной работе Голан разработала и описала основные теоретические положения кризисного краткосрочного вмешательства. При этом важное внимание, как практически в любой теории психодинамического подхода, уделяется изучению истории кризиса и происхождению переживаний. Основанная на психодинамических идеях кризис интервентная модель социальной работы наиболее эффективно применима для помощи людям, пережившим несчастье, снова приспособиться к жизни, совершенствовать прежние уровни функционирования, по-новому справляться с трудностями.[1]

Однако многие специалисты в области социальной работы не вполне удовлетворены методологией и теорией психоаналитического и базирующегося на нем психодинамического подхода в связи с его известной ограниченностью, что создаст определенные сложности на практике [19]. В связи с этим возникает необходимость в использовании других теоретических оснований, практикуемых в современной психологии, что также требует предметного ознакомления.

Следующее направление, которое будет рассмотрено - бихевиористская и когнитивная психология в контексте проблем социальной работы.

Бихевиористский

подход был первым большим наступлением на психодинамические теории и их использование в социальной работе. Понять основную психологическую сущность этого направления важно потому, что методолого-теоретические подходы в социальной работе прямо преломляют психологические идеи.

Бихевиористское направление в психологии берет начало от работ Д. Уотсона.[8] Центральной конструкцией его системы является возможность показать влияние окружения на поведение человека. В этой связи бихевиоризм склонен недооценивать роль прошлого опыта в жизни человека в противоположность психодинамическому подходу. Здесь не уделяется особого внимания и специфике восприятия, самоанализу и мироощущениям личности, что имеет существенное значение для экзистенциализма и гуманистических теорий. Для бихевиоризма важны мысли и поступки личности, их мотивы.

Основная идея — поведение человека - определяется воздействиями окружающей среды, которая контролирует его путем различного рода стимуляций. В теории и практике социальной работы основополагающими являются положения об ответной и оперантной обусловленности поведения индивидов и социального обучения как одного из способов формирования и реализации поведенческих реакций,

Социальная работа, используя бихевиористский подход, может быть довольно эффективной в силу своей четкости в постановке целей и их достижений. Идеи бихевиоризма полезны в социальной работе при решении детских проблем, отношений детей и родителей, применения методов поощрения и наказания. Полезна бихевиоральная модель и в работе с группами.

В социальной работе, однако, в большей степени используются идеи психологии бихевиоризма, связанные с социальным обучением (моделированием). Но, этот подход не нашел широкого применения в социальной работе по этическим соображениям, поскольку методы бихевиоризма в большей степени позволяют манипулировать поведением клиентов, чем контролировать его. А это не вписывается в стиль социальной работы, противоречит ее гуманистической составляющей.

В связи с идеями бихевиоризма, но в то же время и достаточно независимо, сформировалась когнитивная

психология. Особо прочные позиции в теории социальной работы это направление заняло в 80-е годы. В то время теория и практика социальной работы, стесненная рамками психодинамического подхода и не нашедшая основного ключа в бихевиористских концепциях, открыла широкие возможности для применения психологических когнитивных моделей [14, 17]. При этом стала все более очевидной их близость к социальной психологии и социологии, комплексным подходам.

Представители когнитивного направления считают важным то, как человек думает о мире, делает выбор из множества возможностей, принимает решение и как действует в рамках определенной социальной реальности. Эти положения являются основой рационально-эмоциональных построений (А. Эллис), когнитивной терапии (А. Бек), психологического взаимодействия (Д. Крамбольц, Глассер). Общее, что объединяет различные когнитивно-бихевиористские подходы, — опора в большей степени на мысли и поступки индивидов [14].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Рекомендуем к прочтению:

Жизненный путь человека как проблема психологии
Первое систематическое изучение закономерностей жизненного пути было предпринято Ш. Бюлер и ее сотрудниками в Венском психологическом институте в 20—30-е гг. На большом эмпирическом материале ею было установлено, что, несмотря на индивиду ...

Создание нового имиджа
На своих ошибках учатся, на чужих - делают карьеру. (Александр Фюрстенберг) Чтобы расстаться с ролью Золушки, требуется время и определенные усилия. Если сразу не получается, не расстраивайтесь, продолжайте в том же духе. Нижеизложенные ...

Система ориентаций старшеклассников
К юношескому возрасту выстраивается определенная система ценностей, на основании которых они начинают более или менее реально оценивать свои жизненные перспективы. В ориентациях на те или иные ценности находят выражение основные жизненные ...