Психологические теории в социальной работе

Общая психология » Психологические теории в социальной работе

Страница 4

Эффективное использование когнитивной психологии в социальной работе характерно для X. Гольдштейна. В его работах прослеживается мысль о том, что неадекватность, ошибки восприятия ведут к формированию неверного взгляда на жизнь, нередко выражающегося в различных конструкциях. Отсюда, по мнению Гольдштейна, поведение включает 3 части: моральный код или социальную философию, теорию личности и методы воздействия [21].

Своеобразие теории Гольдштейна состоит в том, что он пытается объединить психологический и социальный аспекты в единое целое. Выделяя в личности три главные переменные: самопонимание (существование), восприятие себя (знание) и интенциональность, работы являются гуманными и, во-вторых, эти подходы дают возможности для понимания человека как целостной личности, находящейся во взаимодействии со своим окружением. Рассмотрим каждый из названных подходов в отдельности.

Голдштейн считает обязательным для личностного комфорта гармоничные отношения между всеми частями личностного "Я". Рассогласование между ними ведет к различного рода конфликтам. Тут и возникает широкое поле деятельности для психологов, психотерапевтов, социальных работников. Основная цель их — помочь индивидууму адаптироваться к социальной ситуации. В социальной работе это становится возможным путем использования разных видов социального обучения (стратегического, тактического, адаптивного, дискриминационного, проблеморазрешающего и др.) [21].

В целом, когнитивную психологию можно рассматривать как теоретико-методологическую основу для многих теорий социальной работы, в том числе и комплексно-ориентированных.

Еще одно довольно распространенное направление в психологии – это гуманистическое. Рассмотрим возможности его использования в социальной работе.

К гуманистическому

направлению относят концепции Карла Роджерса, Абрахама Маслоу (гуманистический подход), Виктора Франкла (экзистенциональный подход), Ф. Перлза (гештальт-традиции).

Важность рассмотрения вкладов в социальную работу указанных психологических подходов трудно переоценить по важной причине: в своей основе он отражает сущность, содержание и методы социальной работы. Ведь, основная сущность гуманистической психологии по К. Роджерсу — акцентированный на личности подход, в котором личность является контролирующим центром для принятия решений. В основе такого подхода — человек, его предназначение жить и действовать. Гуманистический подход основан на использовании одного из ключевых понятий "интенциональности", необходимости для нормального существования человека, возможности свободы, гуманности, выбора. По глубокому убеждению К. Роджерса, ядро, сердцевина каждого человека — конструктивны и, если у личности есть выбор, она всегда выбирает позитивный путь развития. Только на основе интенциональности, свободного индивидуального выбора могут пробуждаться самодвижущие силы развития личности, формироваться личностная, индивидуальная субъектность [15].

Решающую роль в жизни и развитии человека с точки зрения такого подхода имеют его представления о самом себе — "Я" — концепция, центральным звеном которой является понятие "самоценности".

Через всю психологическую теорию личности у К. Роджерса красной нитью проходит идея — каждый человек обладает внутренней собственной активностью, стремлением к росту, прогрессу, более полной реализацией своих внутренних потенций. Эти идеи он воплотил в модели "личностного роста", основанной на стремлении человека к повышению самоценности и конгруэнтности, что может эффективно использоваться в социальной работе.

К. Роджерсу удалось выделить три условия, которые благоприятны для личностного роста и могут быть созданы самой личностью или с помощью специалиста: подлинность (конгруэнтность — искренность), безусловное принятие другого человека и способность к эмпатическому пониманию другого, сопереживание. Он оценивал возможности личностного роста как неисчерпаемые, и достичь успеха в этом может пытаться каждый человек.

У К. Роджерса много последователей и сторонников. Его идеи широко используются психологами и в теоретических, и в практических построениях. Близки ему "по духу" и идеи А. Маслоу.

А. Маслоу разработал концепцию иерархии потребностей: первый (низший) уровень соответствует естественным, биологическим потребностям человека, над ним последовательно надстраиваются потребности в безопасности, опеке, знании, самоуважении. Вершина иерархии — потребность в самоактуализации, становлении, росте личности. Этому способствует принятие человеком определенных ценностей: творчества, альтруизма, любви и др. Определяя самоактуализирующуюся личность, А. Маслоу постоянно подчеркивает мысль о том, что характерно для нее не отсутствие проблем, а умение находить пути и способы их решения. [9, 10]

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Рекомендуем к прочтению:

Проблемы психологии управления
Это область Y, изучающая формы поведения ч-ка в различных с-мах (коллектив, орг-ция, группа), процессы управления организацией и их оптимизация через воздействие на объект управления, рассматривает управление и лидерство, принятие управл ...

Выводы
Человек, рассматривая другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, со своими целями и задачами, не видя истинного собеседника, игнорируя его. Пользуясь выражением А. А. Ухтомского, человек видит вокруг не люде ...

Коммуникативная деятельность следователя
Деятельность следователя связана с его непосредственным взаимодействием с участниками уголовного процесса. Возможное противодействие заинтересованных лиц требует от следователя реализации определенных поведенческих стратегий, рефлективног ...