Анализ гендерных различий в ролевых ожиданиях супругов

Общая психология » Психологический анализ выбора брачного партнера » Анализ гендерных различий в ролевых ожиданиях супругов

Страница 1

В реалиях XXI века особо остро стоят вопросы изучения специфики супружеского взаимодействия, отношения супругов к различным сторонам семейной жизни, представлений супругов о желаемом распределении ролей в семье, а также их представлений о своей семье в целом. Основанием для постановки данной проблемы является, отмечаемый многими учеными и исследователями, кризис современной семьи. Многие молодые люди боятся вступать в брак из - за противоречивых представлений о семейной жизни и отношениях между супругами; у семейных пар часто отмечается искажение образа семьи и образа супруга, в результате чего формируются "семейные мифы" (Эйдемиллер, Юстицкис, 1999, Варга, 2001), что отрицательным образом сказывается на характере супружеского взаимодействия и жизнедеятельности семьи в целом. В современной семье супружеские, родительские и другие социально важные роли с поразительной быстротой меняются, наполняясь новым содержанием, что актуализирует исследовательский интерес к их изучению. Таким образом, на сегодняшний день в условиях трансформации российского общества назрела объективная необходимость изучения семьи и семейных отношений как теоретической базы для оказания психологической помощи семье.

Объектом исследования в данной работе является семья и ее внутрисемейные отношения. Предметом: Гендерные особенности в ролевых ожиданиях супругов.

База исследования: в данной работе исследовались семейные пары с семейным стажем от 0 до 2 лет (Н.М. Римашевская, 2001), в возрасте от 18 до 26 лет.

Цель работы: Выявить и проанализировать гендерные различия внутрисемейных отношений супругов.

Гипотеза: Существуют гендерные особенности внутрисемейных отношений супругов, которые проявляются в различии семейных ценностей и ролевых установок супругов.

Для исследования гендерных различий внутрисемейных отношений супругов были использованы следующие методики: методика "Ролевые ожидания и притязания в браке" ("РОП"), разработанная А.Н. Волковой, методика PARI (Е.С. Шеффер и Р.К. Белл), методика "Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях" Ю.Е. Алешиной.

В результате проведенного гендерного анализа семейных пар было установлено, что: - у мужчин и женщин в супружеских парах отмечается рассогласование представлений об иерархии семейных ценностей. Наибольшее значение для мужчин в иерархии семейных ценностей представляет установка на собственную внешнюю привлекательность, значимость эмоционально - психотерапевтической функции брака, личностной идентификации с брачным партнером, а также активная профессиональная позиция жены; менее значимы интимно - сексуальные отношения в семье, активная позиция супруги в отношении эмоционального лидерства в семье и родительских обязанностей.

Женщины считают важным условием супружеского счастья сексуальную гармонию, а также решение бытовых вопросов в семье; менее значимым фактором является внешняя привлекательность партнера и своя собственная, а также активная позиция партнера в отношении оказания эмоциональной и моральной поддержки членам своей семьи. Для определения значимости и достоверности полученных различий применялся критерий t - Стьюдента, который показал, что существенные различия в семейных ценностях у супругов наблюдаются в интимно - сексуальной сфере супружеских отношений (t - 3,36; tкр = 2,7), в сфере личностной идентификации с супругом (ой) (t - 3,42; tкр =2,7, р ≤0,01), в ожидании от брачного партнера социальной активности (t - 2,07; tкр = 2,02, р ≤0,05), в притязании на выполнение эмоционально - психотерапевтической функции в семье (t - 3,25; tкр = 2,7, р ≤0,01), а также в установке на собственную внешнюю привлекательность (t - 6,29; tкр = 2,7, р ≤0,01). В остальных сферах внутрисемейных отношений различия статистически не существенны.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем к прочтению:

Особенности адаптации личности к хроническим заболеваниям
Фундаментальные вопросы психологической адаптации в достаточной степени освещены в трудах отечественных (А.А. Балл, Ф.Б. Березин, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, Г.С. Костюк, А.А. Налчаджян, В.А. Петровский и др.) и зарубежных (Г. Гартман, Ж ...

Психологические новообразования студенческого возраста.
Для этого возраста характерно завершение процесса роста, приводящего, в конечном итоге, к расцвету организма, создающего основания не только для особого положения молодого человека в учении, но и для овладения другими возможностями, ролям ...

Типы детских возрастов
Д. Б. Эльконин исследовал проблемы присвоения ребенком способов человеческой деятельности как основу развития его человеческих способностей. Согласно теории Д. Б. Эльконина все детские возрасты могут быть разделены на два типа. В возраста ...