Анализ гендерных различий в ролевых ожиданиях супругов

Общая психология » Психологический анализ выбора брачного партнера » Анализ гендерных различий в ролевых ожиданиях супругов

Страница 2

Рассогласование семейных представлений в той или иной степени охватывает все сферы семейного взаимодействия и свидетельствует о высокой степени конфликтности в отношениях между супругами. Наибольшие расхождения между представлениями супругов наблюдаются в установках на значимость внешнего облика, его соответствия стандартам современной моды. В данной сфере конфликтность у супружеских пар наиболее высокая. Рассогласования в эмоционально - психотерапевтической, хозяйственно - бытовой сфере, сфере социальной активности и установках на личностную идентификацию с брачным партнером также являются частой причиной семейных конфликтов. В меньшей степени разногласия отмечаются в интимно - сексуальной сфере и сфере родительских обязанностей.

Поведение мужчин и женщин в семейных конфликтах имеет различный характер. Поведение мужчин в семейных конфликтах носит более агрессивный и враждебный характер, чем у женщин. Женщины, в свою очередь, при семейных неурядицах также демонстрируют свое недовольство, но они более осторожны в высказываниях и стараются избегать отчуждения с супругом.

В супружеских парах отмечается нарушение ролевой адекватности, которое проявляется в несоответствии идеальных представлений супругов о семейных ценностях ролевым установкам мужчин и женщин на их реализацию, это является серьезным конфликтогенным фактором. У всех конфликтных пар нарушена ролевая адекватность в основных сферах взаимодействия в семье. В 44% случаев просматривается явное несоответствие между ролевыми притязаниями и ожиданиями супругов. У 56% пар имеются рассогласования в той или иной сфере супружеских взаимоотношений. Так, во всех парах наименьшая ролевая адекватность мужчин наблюдается в установках на профессиональные интересы супруги и свою внешнюю привлекательность. Женщины, напротив, в первую очередь, ждут активной реализации профессиональных интересов со стороны супруга, его внешняя привлекательность большой роли не играет. Стремление мужчин взять на себя роль эмоционального лидера в семье, а также занять ведущую позицию в воспитании детей не соответствует ролевым притязаниям супруги, поскольку она сама стремится выполнять данные семейные функции. Вместе с тем, ожидания женщин активного решения супругом хозяйственно - бытовых вопросов не согласуются с ролевыми притязаниями мужчин.

Успешное эмоциональное развитие ребёнка зависит от условий общения со взрослыми людьми. В основе развития эмпатии, усвоения морально-нравственных норм лежит формирующаяся направленность ребёнка на окружающих, обусловленная особенностями общения детей со взрослыми и, прежде всего, с родителями.

Анализ психологической литературы позволяет нам выделить ряд подходов к трактовке взаимосвязи между эмпатией как социально-психологическим свойством личности и системой отношений индивида. В рамках одного из подходов система отношений выступает как предпосылка развития и проявления эмпатии, где затрагивается анализ взаимосвязи между особенностями воспитания в первичной семье и характером эмпатии у ребёнка. Начало исследований в этом направлении было положено А. Валлоном. Он изучал проблему эмпатии с точки зрения эмоционального развития ребёнка. В этой связи он подчёркивал важность проявления родителями эмоциональной близости к ребёнку, так как именно потребность в эмоциональном контакте преобладает на первых этапах онтогенеза, и её удовлетворение позволяет в дальнейшем научиться осознавать и разделять переживания партнёра по общению, предвидеть последствия своего поведения.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем к прочтению:

Формирование мировоззрения и становление морального сознания
Ранняя юность время реального перехода к настоящей взрослости. У юношей и девушек очень мало сохранилось детских и подростковых черт, но вместе с тем, полностью их взрослыми назвать еще, естественно, рановато. В суждениях, оценках, взгляд ...

Психологическая структура личности
Психологию личности составляют подсознание, сознание и самосознание. Для человека, отмечает С.Л. Рубинштейн, "фундаментальное значение имеет сознание . Без сознания, без способности сознательно занять определенную позицию, нет личнос ...

Деятельность психолога в исправительных учреждениях
Психолог учреждения получает информацию, всесторонне и полно характеризующую образ жизни вновь прибывшего, а также его наиболее существенные свойства. Данную информацию он фиксирует в тетради индивидуальной воспитательной работы, чтобы на ...