Методика построения профессиограммы

Страница 1

Как уже отмечалось ранее, общей целью профессионально-психологического отбора является, прежде всего, определение соответствия индивидуально-психологических особенностей кандидата на работу требованиям профессии. Однако для того, чтобы определить, какие требования предъявляет профессиональная деятельность к индивидуально-психологическим особенностям сотрудников, необходимо провести профессиографический анализ конкретной профессиональной деятельности. Итогом этого анализа станет профессиограмма, и как основная ее часть – психограмма специалиста. Исследования по психологии профессиональной деятельности в отечественной психологии берут свое начало в работах И.М. Сеченова, которые проводились на рубеже 20-го века и были посвящены изучению биомеханических особенностей движений человека, организации движений в пространстве и времени, их автоматизации (формированию навыков), проблемам утомления, а также разработке принципов чередования нагрузок, организации перерывов в работе и активного отдыха (Бодров, Лукьянова,1981,с.56).Ф.Ф. Фрисман поставил вопросы изучения и классификации профессий с учетом их психосоматических факторов. Фрисман со своими сотрудниками составил одну из первых классификаций профессий, основанную на учете характеристик умственного и физического труда. В 20-х и 30-х годах развитие профессиографии шло в рамках психотехники. Сам термин “психотехника” был предложен германским психологом В. Штерном, он же разработал основные принципы и методы профессиографии. Начиная с 40-х годов, профессиографические исследования в отечественной психологии касались, главным образом, профессий “экстремального” типа. Довольно интенсивно исследовались проблема профессионально-важных качеств летчиков, космонавтов, операторов энергетических систем, машинистов локомотивов и т. п. К сожалению, профессии “обычные”, гражданские остались относительно мало изученными, чему есть довольно простое объяснение: в советские времена все самое передовое было связано с обороной и обеспечением безопасности функционирования стратегически важных объектов.

«Технология изучения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, психологическим способностям, психолого-физическим возможностям человека» представляет собой суть профессиографии (Психологический словарь, 1990, с. 296).

Профессиография используется в целях разработки информационных, диагностических, коррекционных и формирующих методических пособий и практических рекомендаций по обеспечению взаимодействия человека и профессии. Профессиография обеспечивает постановку практической задачи и организацию ее решения в целях оптимизации и повышения эффективности профессиональной деятельности. Профессиография охватывает разные стороны конкретной профессиональной деятельности – социальные, социально-экономические, исторические, технические, технологические, правовые, гигиенические, психологические, психофизиологические и социально-психологические. Объем, глубина и детальность их изучения зависят от социального заказа. Так, информационная профессиография, нацеленная на обеспечение профориентационной работы, включает все названные характеристики, однако дает их обобщенно, кратко, описательно. Коррекционная профессиография, направленная на повышение безопасности профессионального труда, детально и аналитически описывает только те характеристики, которые являются основными источниками опасного поведения человека в данной сфере. Диагностическая профессиография, обеспечивающая организацию профессиональной психодиагностики, ориентирована на изучение технических, правовых, технологических, гигиенических, психологических, психофизиологических и социально-психологических характеристик профессиональной деятельности только на тех этапах работы, от которых в большей степени зависит конечный результат и на которых требуются наиболее высокие показатели скорости, точности деятельности и ответственности за выполнение задания.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекомендуем к прочтению:

Природа и факторы развития способностей
Прежде чем говорить о природе способностей, необходимо ознакомится с понятием задатков, т.к. они являются природными предпосылками способностей. П.А. Рудик понимает под задатками врожденные анатомо-физиологические особенности организма, ...

Виды информационно-психологического воздействия
В зависимости от применяемой информационной техники выделяют несколько средств информационно-психологического воздействия: устное воздействие, в том числе и с применением акустических средств усиления голоса и шумовых эффектов; воздействи ...

Психологическое здоровье в различных психологических теориях
Отношение человека к своему здоровью обычно определялось способностью к сохранению жизни, к выполнению своего биологического и социального предназначения. Разумеется, такое отношение соответствовало уровню знаний об особенностях анатомии ...