Методика построения профессиограммы

Страница 6

Б. Сенсорно-перцептивные свойства.

Требования к функциям анализаторов (дифференциальному порогу, лабильности и т.д.) и качествам восприятия (зрительного, слухового, тактильного, формы, размера, скорости, удаленности); преобладающий вид восприятия. Профессионально важные качества внимания и их сочетание. Тренируемость и компенсируемость выделенных свойств.

В. Особенности мышления, памяти.

Требования к памяти и ее видам. Преобладающий тип мышления и его качества. Необходимость быстро ориентироваться в незнакомой обстановке, производить расчеты, принимать правильные решения и т.п.

Требования к воображению.

Возможность развития профессионально-важных качеств мышления, памяти и воображения.

Г. Моторные свойства.

Требования к психомоторике (наиболее загруженные функциональные системы и органы, их взаимодействие и сочетание; необходимость скорости, координированности и точности движений, физической выносливости и силы).

Требования к речевой функции (лаконичность, четкость и громкость речи). Изменение выделенных качеств психомоторики и речи в ходе тренировки и возможности компенсации при их недостаточном развитии.

Д. Соотношение и преобладающее сочетание в процессе деятельности личностных, сенсорно-перцептивных, мыслительных, мнемических и моторных свойств. Наиболее важные личностные качества.

Ж. Противопоказания к деятельности.

Третий этап.

Основываясь на этом, можно представить следующую примерную программу профессиографического исследования.

Первый этап.

Содержанием первого этапа является предварительное изучение и классификация правоохранительных специальностей по критерию сходства их требований к сотрудникам. На этом этапе перед психологом стоит ряд задач:

составление перечня специальностей;

предварительная оценка (с помощью экспертов) профессионально важных качеств специалистов;

группировка специальностей по критерию сходства их требований к сотрудникам.

Для решения этих задач обычно применяются метод анализа документов, метод экспертной оценки и содержательно-психологический анализ.

Второй этап.

По своей сути второй этап представляет собой общее ознакомление с соответствующей профессиональной деятельностью. Задачи этого этапа:

ознакомление с рабочим местом специалиста;

определение основных обязанностей и особенностей профессиональной подготовки сотрудников;

выявление показателей успешности профессиональной деятельности.

Основными методами, применяемыми на данном этапе, являются наблюдение, анализ документов, беседа и интервью.

Третий этап.

Содержательная сторона этого этапа заключается в сборе эмпирического материала, оформлении и проверке профессиограммы, проверке и корректировке результатов всего комплекса исследований.

На третьем этапе психолог решает преимущественно следующие задачи:

определение характеристики санитарно-гигиенических условий профессиональной деятельности, организации и режима труда;

изучение психологических и социально-психологических факторов профессиональной деятельности (оценка профессионально важных качеств и характеристики рабочих групп и коллективов);

изучение содержания профессиональной деятельности и вскрытие ее психологической структуры (мотив, цель, приемы и способы действий);

выявление динамики и характера психических состояний сотрудников в ходе профессиональной деятельности;

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Рекомендуем к прочтению:

Программа формирования морального самосознания подростков для профилактики деликвентного поведения
В ходе анализа результатов исследования была выявлена лишь частичная сформированность морального уровня самосознания подростков, его рост по мере взросления, развития социальной зрелости. Но при этом наблюдалась инфантильность суждений, и ...

Деятельность психологической службы с персоналом УИС
Деятельность психологической службы направлена на организацию и осуществление психологического сопровождения лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, осужденных к лишению свободы, наказанию не связанному с изоляцией от о ...

Концепция личности А.Н. Леонтьева
К концу 1970-х гг., кроме ориентации на структурный подход к проблеме личности, стала развиваться концепция системного подхода. В этой связи особый интерес представляют идеи А. Н. Леонтьева [5]. По оценке А.В. Аверина, концепция личности ...