Методика построения профессиограммы
Б. Сенсорно-перцептивные свойства.
Требования к функциям анализаторов (дифференциальному порогу, лабильности и т.д.) и качествам восприятия (зрительного, слухового, тактильного, формы, размера, скорости, удаленности); преобладающий вид восприятия. Профессионально важные качества внимания и их сочетание. Тренируемость и компенсируемость выделенных свойств.
В. Особенности мышления, памяти.
Требования к памяти и ее видам. Преобладающий тип мышления и его качества. Необходимость быстро ориентироваться в незнакомой обстановке, производить расчеты, принимать правильные решения и т.п.
Требования к воображению.
Возможность развития профессионально-важных качеств мышления, памяти и воображения.
Г. Моторные свойства.
Требования к психомоторике (наиболее загруженные функциональные системы и органы, их взаимодействие и сочетание; необходимость скорости, координированности и точности движений, физической выносливости и силы).
Требования к речевой функции (лаконичность, четкость и громкость речи). Изменение выделенных качеств психомоторики и речи в ходе тренировки и возможности компенсации при их недостаточном развитии.
Д. Соотношение и преобладающее сочетание в процессе деятельности личностных, сенсорно-перцептивных, мыслительных, мнемических и моторных свойств. Наиболее важные личностные качества.
Ж. Противопоказания к деятельности.
Третий этап.
Основываясь на этом, можно представить следующую примерную программу профессиографического исследования.
Первый этап.
Содержанием первого этапа является предварительное изучение и классификация правоохранительных специальностей по критерию сходства их требований к сотрудникам. На этом этапе перед психологом стоит ряд задач:
составление перечня специальностей;
предварительная оценка (с помощью экспертов) профессионально важных качеств специалистов;
группировка специальностей по критерию сходства их требований к сотрудникам.
Для решения этих задач обычно применяются метод анализа документов, метод экспертной оценки и содержательно-психологический анализ.
Второй этап.
По своей сути второй этап представляет собой общее ознакомление с соответствующей профессиональной деятельностью. Задачи этого этапа:
ознакомление с рабочим местом специалиста;
определение основных обязанностей и особенностей профессиональной подготовки сотрудников;
выявление показателей успешности профессиональной деятельности.
Основными методами, применяемыми на данном этапе, являются наблюдение, анализ документов, беседа и интервью.
Третий этап.
Содержательная сторона этого этапа заключается в сборе эмпирического материала, оформлении и проверке профессиограммы, проверке и корректировке результатов всего комплекса исследований.
На третьем этапе психолог решает преимущественно следующие задачи:
определение характеристики санитарно-гигиенических условий профессиональной деятельности, организации и режима труда;
изучение психологических и социально-психологических факторов профессиональной деятельности (оценка профессионально важных качеств и характеристики рабочих групп и коллективов);
изучение содержания профессиональной деятельности и вскрытие ее психологической структуры (мотив, цель, приемы и способы действий);
выявление динамики и характера психических состояний сотрудников в ходе профессиональной деятельности;
Рекомендуем к прочтению:
Стресс в жизни человека в период средней взрослости
Образ жизни людей оказывает огромное влияние на их здоровье. Стресс и стрессовые ситуации способствуют развитию у человека многих болезней. Важно понять, какие виды стресса опасны для здоровья. Средний возраст — это как раз то время, когд ...
Социально-психологические особенности студенческого возраста.
В отечественной психологии проблема взрослости впервые была поставлена в 1928 году Н.Н. Рыбниковым, который назвал новый раздел возрастной психологии, изучающий зрелую личность, «акмеологией». Психологов на протяжении достаточно долгого в ...
Операции и процессы мышления
Процесс мышления подчиняется определенной логике. В структуре мышления можно выделить ряд логических операций — сравнение, анализ, синтез, абстракцию и обобщение. Каждая из этих операций выполняет определенную функцию в процессе познания ...