Заключение
Проблема становления психологического пола личности в последнее время приобретает все большую актуальность. В психологии проблема понимания феномена влияния половой принадлежности индивида на развитие личности разрабатывается в самых различных отраслях: нейропсихологии, психиатрии, психоанализе, этнопсихологии, этологии, педагогической и возрастной психологии, психологии индивидуальных различий, социальной психологии, психологии личности и общей психологии. Каждая из перечисленных отраслей психологии имеет свое представление о сущности изучаемого феномена, и направление исследований фокусируется на изучении отдельных и специфических его аспектов.
В данной работе на междисциплинарном уровне были проанализированы и обобщены в свете системного подхода результаты различных исследований феномена психологического пола личности и условий его развития и разработан терминологический аппарат, позволяющий изучать психологический пол личности с позиций классических отечественных концепций психологии.
В результате теоретического исследования состояния изучаемой проблемы было показано, что психологический пол личности — сложное, динамическое, системное качество, обусловленное связанными с половой принадлежностью биологическими особенностями индивида и полоролевыми нормами в обществе. В качестве основных составляющих его элементов выявляются половое самосознание как ощущение, осознание и принятие своей половой принадлежности; определенную половую идентичность, как усвоенные личностью социокультурные и психологические особенности своей половой принадлежности; социопояовые ориентации, как интериоризованную систему половых ролей, в свете которой субъект различает критерии "мужественности" и "женственности", оценивает себя по этим критериям, претендует на соответствующую деятельность и социальный статус. В целом, составляя психологический пол зрелой личности, они реализуются в индивидуальных характеристиках, полоролевом поведении, способах действия и установках, иерархии мотивационных линий личности.
Биологические факторы являются первичной детерминантой половой дифференциации и определяют возможность и направление процесса социализации личности под влиянием системы условий общественно-исторического образа жизни. В качестве основных проводников культурного влияния в процессе половой социализации личности выступают семья, сверстники, институты организованного воспитания, средства массовой информации. Этнокультурная специфика полоролевого поведения усваивается в раннем детстве через традиционные способы семейного воспитания и неосознанную идентификацию с родителями. На более высоком уровне социализации происходит осознание норм и стереотипов полоролевого поведения, идеальных полоролевых моделей общественного сознания через общение со сверстниками и взрослыми, средства массовой информации, половую дифференциацию общественно-производственной деятельности.
При развитии общественных отношений ценностно-нормативные представления о психологических свойствах мужчин и женщин все более пересекаются, образуя многомерный континуум, что сказывается и на результате становления психологического пола личности современного человека. В связи с этим, в целях нашего исследования, мы адаптировали к условиям российской культуры широко применяемую последние два десятилетия методику Bern Sex Role Inventory. Данная методика позволяет определять количественно четыре типа психологического пола личности: фемининностъ (совпадение качеств личности со стереотипом женственности), маскулинность (совпадение качеств личности со стереотипом мужественности), андрогинностъ (возможность проявления личностью как женственных, так и мужественных качеств адекватно возникающим ситуациям), недифференцированностъ (отсутствие или недостаточность проявления личностью качеств, соответствующих стереотипам как мужественности, так и женственности).
Рекомендуем к прочтению:
Устройство на работу
В конечном итоге люди друг другу равны - только не всегда, не везде и не во всем. (В. Гжегорчик)
Найдя подходящее место работы, необходимо позаботиться о том, чтобы быть туда принятым. Все чаще в отечественных условиях для этого использу ...
Теории личности и
практика консультирования
Понимание личностных проблем клиента и его проблем во взаимоотношениях существенным образом зависит от того, каких теоретических позиций придерживается консультант. Особенно это сказывается на характере терапевтических отношений, применяе ...
Влияние означающего на означаемое
Влияние означающего на означаемое рассматривается в работах постфрейдистского направления; основой данного исследования стали труды Жака Лакана. По Ж. Лакану, суть означаемого – это явление, суть означающего – это обозначение явления чере ...