Заключение

Страница 3

Обобщая теоретические и эмпирические данные исследования взаимодействия этнокультурных традиций и социальных условий в становлении психологического пола личности, можно сделать следующие выводы:

1. Психологический пол личности — системное качество, обусловленное биологически заданной половой принадлежностью индивида, этнокультурными традициями воспитания, структурой социально-значимой деятельности и полоролевыми нормами общества, определяющее индивидуальные характеристики, особенности поведения, способы действия, социальные позиции и установки, иерархию мотивационных линий личности.

2. Структурную модель психологического пола личности можно представить как иерархически организованную систему взаимосвязанных элементов: полового самосознания (ощущения, осознания и принятия своей половой принадлежности); половой идентичности (осознания и принятия личностью социально-культурных особенностей своей половой принадлежности — внешнего облика, манер поведения, способов действий, психологических и нравственных качеств); социополовых ориентации (интериоризованной системы половых ролей, в свете которой субъект различает критерии "мужественности" и "женственности", оценивает себя по этим критериям, претендует на соответствующую деятельность и социальный статус). Отклонение от единой линии развития каждого из структурных элементов психологического пола личности различным образом нарушает формирование гармоничной, целостной личности.

3. В современных условиях общественно-экономических отношений идеальная модель маскулинности-фемининности имеет ортогональный характер, а наиболее распространенным как для мужчин, так и для женщин является проявление андрогинного психологического пола, что требует в исследованиях психологического пола личности применения соответствующих методик его измерения. В исследовании адаптирована к условиям российской культуры методика Bern Sex Role Inventory (S.Bem, 1974), позволяющая измерять психологический пол личности в рамках многомерного континуума психологических половых свойств.

4. Становление психологического пола личности, адекватного биологическому полу, самосознанию личности и ожиданиям окружающих, происходит при соответствии идеальной модели маскулинности-фемининности этнокультурным полоролевым традициям. При этом не требуется осознания и целенаправленного развития у себя психологических качеств, соответствующих идеальному образу мужественности или женственности. При рассогласовании специфики этнокультурных традиций с идеальной моделью маскулинности-фемининности, обусловленной особенностями современных социально-экономических условий, может не произойти адекватного становления психологического пола личности, и это отражается в сознании самого человека.

Данное исследование определило целый ряд возможных направлений дальнейшего изучения проблем становления психологического пола личности:

• исследование взаимодействия выявленных элементов структуры психологического пола личности в процессе его онтогенеза;

• выявление возможных вариантов рассогласования между составляющими элементами психологического пола личности, причин этих рассогласований и их отражении на состоянии личности в целом;

• совершенствование методов измерения психологического пола личности и отдельных его составляющих;

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем к прочтению:

Процесс самоутверждения и основные его характеристики.
Процесс самоутверждения можно сравнить с восхождением на некоторую ценностную лестницу, вершину, т.е. его можно сравнить с самовозвышением. Но иногда цель самоутверждения состоит только в удержании на некоторой определенной ступени. Т.е. ...

Особенности социально-психологической адаптации детей в семьях с разными стилями воспитания
Исследование посвящено изучению качественных особенностей влияния семьи на СПА личности подростка. В процессе изучения данной темы, была выдвинута гипотеза, о том, что позитивный интерес родителей по отношению к ребёнку положительно корре ...

Мотивационно-ценностная сфера рекламы
В настоящее время в России много внимания уделяется вопросам места и роли социальной рекламы в жизни общества. Необходимость решения социальных проблем в стране повышает значимость данного вида рекламы и ставит задачи ее дальнейшего разви ...