Основы процесса обучения и воспитания младших школьников

Общая психология » Психологическое консультирование родителей младших школьников » Основы процесса обучения и воспитания младших школьников

Страница 4

Применение этого метода в ходе изучения любой дисциплины позволит, опираясь на непроизвольное внимание учеников, постепенно выработать у них произвольное внимание к объекту учения, стремление овладеть им, несмотря на имеющиеся трудности. Под направляющим воздействием учителя школьники должны самостоятельно пройти следующие этапы решения познавательной проблемы-гипотезы.

1. Выдвижение возможных вариантов решения познавательной проблемы-гипотезы.

2. Теоретическая или практическая проверка гипотезы.

3. Выбор реальной гипотезы.

4. Формулировка познавательного вывода.

Поэтому проблемно-поисковые методы обучения включают в себя следующие приемы:

– создания проблемных ситуаций, постановки проблемных вопросов, проблемных задач, проблемных опытов и др.;

– формирования учебных гипотез по разрешению проблемных ситуаций: высказывание предположений о явлениях, о связях между понятиями, диспуты, дискуссии;

– доказательств учебных гипотез на основе сравнений, логических рассуждений, проведения учебно-исследовательских опытов и пр.;

– формирования новых учебных выводов и обобщений.

Третьим условием становления учащихся субъектом учебной деятельности является его сотрудничество с партнерами по классу, именно это рождает инициативу ребенка в учебных действиях. «Учебное сотрудничество со сверстниками предполагает распределение между детьми различных точек зрения, представляющих разные стороны усваиваемого понятия. Столкновение, конфликт позиций приводят группу к формулировке противоречия, лежащего в основе понятия» [4, с. 115].

В условиях совместной учебной работы у учеников возникает стремление к сотрудничеству, к сопоставлению своих представлений и позиций. В результате происходит коррекция сложившейся точки зрения – она уточняется и обогащается. На уроке учащиеся непосредственно взаимодействуют друг с другом, а учитель, оставаясь центральной фигурой обучения, специально строит их сотрудничество, при этом уделяя внимание каждому ученику. А.Б. Воронцов выделяет следующие элементы сотрудничества школьников на учебном занятии:

– позитивную взаимозависимость, то есть понимание учащимся того обстоятельства, что он связан со своими товарищами в такой мере, которая не позволяет достичь успеха одному, если не достигнут такого же успеха остальные;

– личное взаимодействие, при котором ученики должны общаться между собой, помогать друг другу в решении задач, выполнении заданий, поиске идей и сюжетов;

– индивидуальную ответственность, при которой каждый ученик отчитывается за свою работу;

– навыки общения, которые прививаются ученикам, с тем чтобы они использовали их в учебном процессе;

– совместную оценку хода работы, при которой группы учащихся должны регулярно подводить итоги сделанного и определять, каким образом каждый из них и группа в целом могут действовать более эффективно [5, с. 84].

Перечислим положительные последствия объединения усилий учащихся в ходе выполнения учебных заданий:

– возрастает объем усваиваемого материала и глубина его понимания;

– на формирование понятий, умений, навыков тратится меньше времени, чем при фронтальном обучении;

– уменьшаются некоторые дисциплинарные трудности (все ученики работают на уроках, все делают домашнее задание);

– ученики получают большее удовольствие от знаний, чувствуют себя в школе комфортнее;

– возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

– меняется характер взаимоотношений между учениками: исчезает безразличие, прибавляются теплота, человечность;

– учащиеся начинают лучше понимать друг друга и самих себя; относятся к другим и к себе с большим уважением;

– растет самокритичность школьников, общаясь со сверстниками, они точнее оценивают свои возможности, лучше себя контролируют;

– учащиеся, помогающие своим друзьям, с большим уважением относятся к труду учителя,

– ученики приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей, гуманистические мотивы поведения;

– учитель получает возможность реально осуществить индивидуальный подход к учащимся, учитывая при делении класса на группы их взаимные склонности способности, темпы работы.

В таком учебном диалоге происходит становление личности учащихся, направленное на их самоизменение и саморазвитие.

При формировании у школьников знаний на основе учебной деятельности и обучении их сотрудничеству целесообразно использовать групповую форму учебной работы, которая в последнее время прочно входит в практику современной школы. Это работа в виде «малых» групп, которые объединяют нескольких школьников таким образом, что в совместной деятельности они выступают как единое целое. Такая группа должна быть, с одной стороны, достаточно большой, чтобы обеспечить необходимое разнообразие мнений и действий, а с другой – достаточно малой, чтобы все ее участники получили бы удовлетворение от активного участия в работе.

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуем к прочтению:

Составляющие профессиональной компетентности муниципальных служащих
Прежде чем рассмотреть вопрос содержания профессиональной компетентности муниципальных служащих, необходимо проанализировать условия и специфику деятельности на муниципальной службе. Современный этап развития местного самоуправления хара ...

Психолого-правовая характеристика процесса познания, установления истины в судебном заседании
Уголовный процесс определяет следующие стадии развития судебной деятельности: предание суду, судебное рассмотрение, вынесение и исполнение приговора и другие. 1. В стадии предания суду решаются вопросы познания предварительного расследов ...

Психологическое здоровье детей.
Что же такое норма психологического здоровья, на которую следует ориентироваться, работа с детьми? Если для психического здоровья норма – это отсутствие патологии, симптомов, мешающих адаптации человека в обществе, то для определения н ...