Психологические особенности ценностных ориентаций девочек и мальчиков подросткового возраста

Общая психология » Психологические особенности ценностных ориентаций девочек и мальчиков подросткового возраста

Страница 1

Динамика общественного переустройства, формирование новой системы экономических отношений тесно сопряжены с коренной переоценкой всей совокупности ценностей. В этой связи актуализируется потребность возвышения самоценности личности, индивидуальности. Для педагогической практики и психологической науки это означает усиление внимания к изучению психического развития детей, их индивидуальных и половозрастных особенностей, обоснование и реализацию таких психолого-педагогических условий, которые обеспечили бы становление творческих способностей школьников, формирование у них активной социальной и нравственной позиции, мировоззренческих убеждений наиболее адекватных современным задачам и целям развития общества.

Научные данные (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, В.Д. Ермоленко, Б.С. Круглов, А.С. Шаров и др.) дают основания констатировать, что специфика социальной ситуации развития детей в подростковом возрасте характеризуется интенсивным формированием ценностных ориентаций (далее в тексте используется сокращенное обозначение – ЦО) как фундаментального психологического новообразования, обуславливающего развитие наиболее значимых личностных структур индивида. Знание и опора на половозрастные особенности ЦО школьников в ходе планомерного и целенаправленного стимулирования процесса их развития может в значительной степени повысить его эффективность. В современных условиях проблемам возрастных особенностей ЦО (в частности в подростковом и раннеюношеском возрасте) уделяется определенное внимание, проблема же психологических особенностей ЦО в зависимости от пола детей подросткового возраста еще не стала предметом специального изучения. Анализ практики и теории развития личности подтверждает актуальность данной проблемы для психологии личности, социальной, возрастной и педагогической психологии.

Объект исследования – ЦО девочек и мальчиков подросткового возраста.

Предмет исследования – психологические особенности ЦО девочек и мальчиков подросткового возраста.

Цель исследования состояла в целостном анализе ЦО подростков, а также в выявлении половых различий в психологической структуре мотивационно-смыслового, процессуально-результативного и коммуникативно-ориентировочного аспектов ЦО девочек и мальчиков подросткового возраста.

Гипотеза исследования. Мы исходили из предположения о существовании отличительных психологических особенностей ЦО девочек и мальчиков подросткового возраста. Эти особенности, на наш взгляд, могут проявляться прежде всего в психологической структуре ЦО.

Основные задачи исследования:

1. Разработать и обосновать модель целостного, многоаспектного анализа ЦО детей подросткового возраста.

2. Проанализировать особенности иерархического строения ЦО девочек и мальчиков подросткового возраста в трех основных аспектах: мотивационно-смысловом, процессуально-результативном и коммуникативно-ориентировочном.

3. Выявить особенности корреляционной структуры ЦО девочек и мальчиков подросткового возраста, осуществить анализ степени связей компонентов внутри указанных аспектов и между ними.

4. Дать сравнительную характеристику целостной структуры ЦО, исходя из специфики соотношений мотивационно-смыслового, процессуально-результативного и коммуникативно-ориентировочного аспектов у девочек и у мальчиков подросткового возраста.

Теоретической и методологической основой исследования явились положения аксиологии, работы, посвященные изучению ценностей и ЦО личности в философском, социологическом, педагогическом и психологическом аспектах (Л.А. Аза, В.Г. Алексеева, М.И. Архангельский, М.И. Бобнева, Л.П. Буева, Л.А. Волович, Р.Г. Гурова, О.Г. Дробницкий, И.В. Дубровина, А.Г. Здравомыслов, О.И. Зотова, М.Г. Казакина, И.С. Кон, Б.С. Круглов, Т.Н .Мальковская, А.Ю. Панасюк, А.В. Петровский, М.Х. Титма, В.П. Тугаринов, В.А.Ядов и др.), научные и психологические концепции, базирующиеся на социальной детерминированности онтогенеза личности в целом и особенно – в подростковый период (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Я.Л. Коломинский, И.С. Кон, А.П. Краковский, Н.С. Лейтес, А.В. Мудрик, Д.И. Фельдштейн, В.Е. Чудновский, Д.Б. Эльконин и др.), на принципах системно-структурного подхода к исследованию личности и ее деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.И. Анциферова, А.А. Деркач, Э.Ш. Камалдинова, О.И. Конопкин, А.И. Крупнов, Н.В. Кузьмина, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, К.К. Платонов, Н.И. Рейнвальд, Е.В. Шорохова и др.), полового диморфизма (А.А. Али-Заде, В.А. Геодакян, И.С. Кон и др.).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекомендуем к прочтению:

Психосемантика символа - потенциал развития личности
В проведенном эмпирическом исследовании была обоснованна взаимосвязь восприятия графических символов (и придания им субъективного, детерменирующего вектор личностного развития, смысла) с категориями личностных черт предлагаемых в опросчик ...

Отцовство
Откуда она взялась, чем обусловлена главенствую­щая роль мужчины в семье, какие особые заслуги обе­спечили ему это положение? Природные, исторические, социальные? Живут ведь и растят детей вдовы, безмуж­ние женщины, и не пропадают без пом ...

«Я – концепция» и основные положения
Феномен самоутверждения зависит от следующих факторов таких, как характер притязаний личности, ее возможности. Но мы предположим, что самоутверждение в своем формировании будет на представлении индивида о себе, на «Я - концепцию». Поэтому ...