Психологические особенности ценностных ориентаций девочек и мальчиков подросткового возраста

Общая психология » Психологические особенности ценностных ориентаций девочек и мальчиков подросткового возраста

Страница 4

Результаты теоретических и экспериментальных исследований свидетельствуют о сложной, многоаспектной структуре ЦО, о необходимости их изучения как целостного образования. На основе литературных данных, опираясь на модель структурно-функционального анализа свойств личности (А.И. Крупнов), нами разработана модель целостного, многоаспектного анализа ЦО подростков. Анализ литературных данных позволил выделить три основных аспекта ЦО: мотивационно-смысловой, процессуально-результативный и коммуникативно-ориентировочный. Мотивационно-смысловой аспект отражает содержательную сторону ЦО личности и выражает внутреннюю основу ее отношений к действительности. Процессуально-результативный - выступает в качестве реальной динамической системы взаимодействия субъекта с миром и показателями результативности личностных диспозиций. Детерминирующим мотивационно-смысловой и процессуально-результативный аспекты ЦО подростков выступает коммуникативно-ориетировочный аспект, в рамках которого происходит обсуждение, оценка и переоценка ценностей. В качестве конкретных компонентов мотивационно-смыслового аспекта ЦО можно выделить: ценности – терминальные (ТЦ) и инструментальные (ИЦ), свойства личности (Св), жизненные планы (Жп); процессуально-результативного: основные сферы (Сф) деятельности (досуговую – СД, учебно-познавательную – СУ, общественной работы – СО,

Рис.1. Модель целостного, многоаспектного анализа ценностных ориентаций личности подростков

коммуникативную – СК), компоненты, фиксирующие результаты учебно-познавательной (У) и общественной (О) активности, активность в свободное время (НД); коммуникативно-ориентировочного: межличностные взаимоотношения (МВ), их развитие (ДВ), доверительность в общении (ДО), обсуждение личных проблем и ценностей (ЛП), конфликтность (К), эмоциональный тонус (Т). Модель целостного, многоаспектного анализа ЦО подростков схематически представлена на рис.1.

Результаты исследований (А.Адыкулов, М.И.Бобнева, А.А.Деркач, О.И.Зотова, Б.С.Круглов, Н.И.Рейнвальд, Е.В.Селезнева, В.А.Ядов и др.) указывают на основную характеристику ЦО личности, – их направленность. В модели целостного, многоаспектного анализа использован подход, в котором ЦО подростков анализируются через направленность их компонентов: альтруистическую – эгоцентрическую, предметную (S-О) –коммуникативную (S-S).

Сравнительный анализ ЦО девочек и мальчиков подросткового возраста. Содержательная сторона ЦО, иерархическая и корреляционная их структуры определялись в трех аспектах: мотивационно-смысловом, процессуально-результативном и коммуникативно-ориентировочном. Сравнительный анализ компонентов внутри каждого из аспектов позволил выявить общее и особенное в психологической структуре ЦО девочек и мальчиков подросткового возраста.

Рассмотрим иерархическую структуру мотивационно-смыслового аспекта ЦО. В структуре терминальных ценностей у девочек доминируют: "друзья", "счастливая семейная жизнь", здоровье", "состояние природной среды", "справедливость", "уверенность в себе", "материально обеспеченная жизнь", "жизненная мудрость (зрелость суждений)". У мальчиков: "здоровье, бодрость", "счастливая семейная жизнь", "друзья", "справедливость", "уверенность в себе", "любовь", "самостоятельность". По сравнению с мальчиками, девочки выше ценят "материально обеспеченную жизнь", "общественное признание", "модную одежду"; мальчики выше чем девочки оценили: "равенство", "любовь", ценности "активной деятельной жизни", "высокого служебного положения".

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Рекомендуем к прочтению:

Понятие психического старения
Старость-это заключительная фаза в развитии человека, в которой этот процесс происходит по нисходящей жизненной кривой.[1] Иначе говоря, в жизни человека с определенного возраста проявляются инволюционные признаки, что выражается уже во ...

Постановка проблемы и организация её исследования
Цель работы - изучить особенности проявления агрессивного поведения детей подросткового возраста, воспитывающихся в семье и в условиях школы - интерната. Предмет исследования - психологические особенности агрессивного поведения детей в п ...

Психология как учебная дисциплина. психологические знания в жизни людей
Образование явилось одной из первых областей, где стали сознательно и целенаправленно применяться психологические знания. Не случайно, поэтому психология как учебная дисциплина давно стала обязательной при подготовке работников образовани ...