Психологические особенности ценностных ориентаций девочек и мальчиков подросткового возраста

Общая психология » Психологические особенности ценностных ориентаций девочек и мальчиков подросткового возраста

Страница 3

На защиту выносятся следующие положения:

1. ЦО являются целостным, многоаспектным психологическим образованием, которое содержит в себе единство диспозиционных и позиционных характеристик личности. ЦО включают в себя следующие основные аспекты: мотивационно-смысловой (терминальные и инструментальные ценности, жизненные планы и свойства личности), процессуально-результативный (учебно-познавательная, общественная, свободная (досуговая) деятельность) и коммуникативно-ориентировочный (обсуждение личных проблем и ценностей, межличностные взаимоотношения, доверительность в общении, эмоциональный тонус и т.п.).

2. Имеются различия в иерархической структуре ЦО девочек и мальчиков подросткового возраста, которые выражаются в иерархии признаков мотивационно-смыслового, процессуально-результативного и коммуникативно-ориентировочного аспектов ЦО.

3. Существуют особенности корреляционной структуры ЦО девочек и мальчиков подросткового возраста, которые проявляются в специфике соотношений внутри мотивационно-смыслового, процессуально-результативного и коммуникативно-ориентировочного аспектов.

4. Обнаруживаются особенности в целостной структуре ЦО, т.е., в характере связей между различными ее компонентами у девочек и у мальчиков подросткового возраста.

Структура и объем диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Работа иллюстрирована таблицами и графиками.

Постановка проблемы и модель целостного, многоаспектного анализа ЦО. Анализ литературных данных позволил выделить четыре основных аспекта изучения ЦО: философский, социологический, педагогический и психологический. Мы отметим лишь два последних. Педагогические проблемы ЦО учащихся общеобразовательной и профессиональной школы анализируются в связи с целями и ценностями, формируемыми у учащихся в различных видах деятельности (И.С. Батракова, Т.Т. Будрина, Л.А. Волович, Р.Г. Гурова, М.Г. Казакина, О.А. Лапина, Т.Н. Мальковская, Г.К. Нургалиева, Г.Н. Прозументова, И.А. Скворцова, В.А. Тихилова, Д.А. Тонконогая, М.Ф. Чернобаева и др.)

Психологический аспект ЦО раскрыт в работах К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Г.М. Андреевой, М.И. Бобневой, Л.И. Божович, А.А. Деркача, И.В. Дубровиной, О.И. Зотовой, И.С. Кона, Б.С. Круглова, А.Н. Леонтьева, В.Н. Мясищева, А.Ю. Панасюка, А.В. Петровского, С.Л. Рубинштейна, Д.Н. Узнадзе, Е.В. Шороховой и др. ЦО рассматриваются как социально обусловленное стержневое образование личности. Они влияют на отдельные свойства личности, цели жизни (Н.А.Волкова, В.А.Ядов и др.), мотивируют направленность деятельности, в частности учебной и профессиональной (В.В. Водзинская, И.В. Дубровина, Г.Е. Залесский, Б.С. Круглов, Н.Ю. Ткачева и др.), влияют на мотивы деятельности и общения (М.Г. Козак, Я.Л. Коломинский, Л.А.Сулейманова, и др.). ЦО школьников, в том числе и подростков, анализируются, в основном, с точки зрения возрастных особенностей (В.Д.Ермоленко и др.), динамики ЦО в структуре личностных характеристик (Н.А.Волкова и др.), профессиональной направленности (А.Адыкулов и др.), взаимосвязи с мотивами общения (А.С.Шаров и др. ) и т.п. В этих и других исследованиях, как правило, указывается на необходимость анализа ЦО в зависимости от пола, однако они еще не стали предметом специального исследования.

В психологии проблема выявления и объяснения половых различий имеет два основных аспекта. С одной стороны, выбор предметных областей для выделения маскулинных и фемининных психологических качеств, исходит из традиционной дихотомии мужского и женского начал, соответствующих им социальных стереотипов. С другой стороны, из объективной констатации действительных различий между полами, позволяющей проверить наличие таких, которые "должны существовать" согласно полоролевым нормативам. В теоретическом обосновании исследования мы опирались на теорию полового диморфизма В.А.Геодакяна, в которой женское и мужское сопоставляются как наследственность и изменчивость, долговременная и оперативная память вида, консервативность и вариативность. Теория построена на отношениях взаимодействия и взаимодополняемости мужского и женского начал, определяющих психологические особенности половых различий между людьми.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Рекомендуем к прочтению:

Феноменология депрессии
Депрессия (от лат. depressio — подавление, угнетение)— психическое расстройство, которое характеризуется патологически сниженным настроением (гипотимией) с негативной, пессимистической оценкой себя, своего положения в окружающей действите ...

Характеристика личностного развития современных первоклассников
На рубеже 20-21 вв. система дошкольного и начального школьного образования в России претерпела значительные изменения. В старшем дошкольном возрасте традиционные дошкольные виды деятельности в значительной степени были вытеснены занятиями ...

Свойства ощущений
Каким бы ни было ощущение, его можно описать с помощью нескольких характеристик, свойств, присущих Ему. 1. Модальность — качественная характеристика, в которой проявляется специфичность ощущения как простейшего психического сигнала по с ...