Психологические особенности ценностных ориентаций девочек и мальчиков подросткового возраста

Общая психология » Психологические особенности ценностных ориентаций девочек и мальчиков подросткового возраста

Страница 2

Методы исследования. Разработан специальный опросник, в основу которого положена методика изучения ЦО личности М. Рокича (M.Rokeach), адаптированная М. Гоштаутасом, А.А. Семеновым, В.А. Ядовым, модифицированная применительно к учащимся школы Б.С. Кругловым и дополненная нами перечнем актуальных с точки зрения испытуемых и экспертов ценностей. На ее основе фиксировались показатели всех трех аспектов ЦО. Использован контент-анализ сочинений школьников на тему: "Моя жизнь в 25 лет". В исследовании использованы материалы письменных и устных опросов учителей, родителей и директоров школ. Основной базой исследования стали общеобразовательные школы №№ 91, 97, 109, 250 г. Киева и № 450 г. Москвы. В исследовании приняли участие 304 подростка, выборку составили 159 девочек и 145 мальчиков 12-15-летнего возраста.

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивались репрезентативностью выборки, применением апробированного инструментария, методов статистической обработки данных на ЭВМ (корреляционный, кластерный и факторный анализ), теоретической и эмпирической валидностью методов исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования.

1. Конкретизируется и развивается теоретический подход к понятию ЦО как к целостному, многоаспектному психологическому образованию личности; на этой основе разработана и апробирована модель целостного, многоаспектного анализа ЦО, позволяющая исследовать целостную психологическую структуру ЦО девочек и мальчиков подросткового возраста.

2. Выявлена и охарактеризована иерархическая структура ЦО, ее половые различия в подростковом возрасте. Эти различия проявляются в мотивационно-смысловом, процессуально-результативном и коммуникативно-ориентировочном аспектах.

3. На основе корреляционного анализа установлены различия в связях основных компонентов и параметров ЦО у девочек и у мальчиков подросткового возраста.

4. Осуществлена целостная сравнительная характеристика ЦО девочек и мальчиков подросткового возраста, на основе которой определены пути коррекции ЦО подростков разного пола.

Практическая значимость работы состоит в том, что выявлены и обоснованы психолого-педагогические пути коррекции содержания ЦО и их направленности у девочек и у мальчиков подросткового возраста.

На основе полученных данных разработаны программы факультативных курсов для учащихся средних общеобразовательных школ. Результаты исследования могут быть использованы при решении практических задач психологической службы в школе, а также в лекциях по психологии личности, социальной, возрастной и педагогической психологии для студентов педагогических вузов и училищ, практических работников народного образования, родителей.

Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы диссертации и основные выводы исследования докладывались и были одобрены на межреспубликанской научно-практической конференции в Алма-Ате (1990 г.), на республиканской научно-практической конференции в Киеве (1990 г.), на заседаниях секции Республиканского пионерского слета в Одессе (1990 г.), на научно-практических конференциях и психолого-педагогических чтениях Института молодежи (г. Москва, 1989-1992 гг.), на ХХVII научно-теоретической конференции молодых ученых и специалистов Российского Университета дружбы народов (г. Москва, 1992 г.), на заседании "круглого стола" Комитета по делам молодежи Верховного Совета Украины (г. Киев, 1991 г.), на заседаниях педагогических советов ряда общеобразовательных школ, методических объединений учителей. Основные положения и выводы исследования нашли свое отражение в публикациях автора, аналитических и информационных справках.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Рекомендуем к прочтению:

Подходы к изучению экономического поведения человека
Предметом изучения дисциплин, относящихся к общественным наукам - социологии, политологии, психологии, антропологии - является человеческое поведение. В широком смысле можно сказать, что все содержание экономической науки состоит из опис ...

Развитие личности
До сих пор мы рассматривали личность по составу и в широком плане исследовали диспозиции, активирующие поведение. Рассмотрим вопрос о том, как появляются эти структуры, и о том, как представлен индивид на различных стадиях развития. Как у ...

Досуг и личностные характеристики человека
Досуг является неотъемлемой составляющей жизненного пространства человека, которая разнообразна в формах своего проявления и реализуемых в ней мотивах. Мы полагаем, что личностные особенности человека оказывают влияние на выбор определенн ...