Психологические особенности ценностных ориентаций девочек и мальчиков подросткового возраста
Статистическая оценка значимости различий в признаках мотивационно-смыслового аспекта ЦО девочек и мальчиков (см. табл.1) показала их достоверность по целому ряду признаков во всех компонентах: терминальные и инструментальные ценности, жизненные планы и свойства личности. Из таблицы видно, что наиболее существенные различия обнаруживаются по признакам терминальных ценностей. В других компонентах мотивационно-смыслового аспекта ЦО эти различия менее выражены. Если в терминальных ценностях статистически значимыми оказались различия по каждому четвертому из списка признаков, то по другим компонентам, в среднем, – по каждому десятому. Полученные факты свидетельствуют о необходимости учета в практической работе, прежде всего, различий в терминальных ценностях (ценностях-целях) девочек и мальчиков.
Примечание: здесь и в последующих таблицах приведены только те признаки, по которым получены различия не ниже 10% уровня значимости.
Анализ корреляционной структуры мотивационно-смыслового аспекта показал, что ценности, составляющие систему ориентаций подростков, значительно полнее и интенсивнее осваиваются мальчиками (См. рис.2 и 3), что отражает, на наш взгляд, "поисковый" характер ориентаций мальчиков и "адаптивный" – девочек[†]. Так, для достижения своих целей мальчики намного шире используют имеющиеся средства и ориентированы на поиск новых. При этом у мальчиков больше выражена объектная направленность ориентаций, у девочек – субъектная. Корреляционный анализ компонента "свойства личности" выявил положительные связи между параметрами альтруистической и эгоцентрической направленности личностных свойств и у девочек, и у мальчиков (р < 0,01). Анализ же характера связей между параметрами компонентов "свойства личности" и "ценности" свидетельствует о существенных различиях по полу. Число этих связей у мальчиков значительно больше, чем у девочек.
Сравнивая полученные корреляции внутри компонентов "ценности" и "свойства личности" (См.рис.2 и 3), можно отметить большую их связь у девочек в компоненте "жизненные планы", у мальчиков – в компонентах "ценности" и "свойства личности". Доминирующая в иерархии мальчиков предметная направленность жизненных планов значимо коррелирует с эгоцентрической и коммуникативной направленностью, которые в свою очередь положительно связаны между собой. Указанные связи образуют своеобразную "триаду", выражающую общую направленность жизненных планов мальчиков. Параметр же альтруистической направленности не коррелирует с остальными параметрами компонента. И для девочек, и для мальчиков характерна относительная автономность "жизненных планов" по отношению к другим компонентам мотивационно-смыслового аспекта. Это свидетельствует о некоторой нереальности планов подростков и может объясняться: во-первых, относительной отдаленностью планов во времени; во-вторых, представлением о планах как о желаемом, но мало связанном с сегодняшним днем, нынешней деятельностью будущем; в-третьих, более или менее глубоким убеждением в том, что реализация жизненных планов зависит не столько от самих подростков, сколько от обстоятельств, случайности, удачи, везения.
Рассмотрение иерархической структуры процессуально-результативного аспекта ЦО позволило определить доминирующие позиции в различных компонентах: сферах реализации ценностей, результативности учебно-познавательной и общественной активности, в свободной (досуговой) деятельности девочек и мальчиков.
Оценивая возможности реализации ценностей и в различных сферах, мальчики указали на коммуникативную и сферу свободной активности (досуга), практически одинаково и довольно высоко оценив возможности "реализации себя" в них. Девочки, как основную, выделяют коммуникативную сферу, отводя сфере свободной активности второй ранг. Они значительно ниже ценят возможности этой сферы – различия в оценках девочками указанных сфер значимы на уровне р < 0,01. Третий ранг в оценке подростками основных сфер реализации ценностей и склонностей получила сфера учебно-познавательной, четвертый – общественной деятельности. Статистически значимые на уровне р < 0,05 различия фиксируются в оценке подростками сферы свободной (досуговой) активности – мальчики ценят ее возможности выше. В целом, низко оценив возможности "реализации себя" в сфере общественной деятельности, девочки, все же, ценят их выше чем мальчики (р < 0,02). В оценке этого параметра, вероятно, отразилась степень участия в общественной работе. Анализ различных компонентов процессуально-результативного аспекта ЦО выявил существенные различия, прежде всего по параметрам, отражающим результативность учебно-познавательной и общественной деятельности подростков. Ее показатели у девочек значительно выше (р < 0,01). Девочки в сравнительно большей степени реализуют себя в организованной, и, в частности, взрослыми сферах школьной жизни. Мальчики предпочитают "нерегламентируемую" взрослыми, или "регламентируемую" в значительно меньшей степени, – досуговую сферу деятельности, где могли бы проявиться их "поисковые" качества.
Рекомендуем к прочтению:
Исследование общего и этнически особенного в полоролевых представлениях и
проявлениях психологического пола личности
Психологический пол личности формируется в результате интериоризации субъектом полоролевых аспектов социально-исторического опыта, который включает в себя такие проявления культуры, как традиции, обычаи, обряды, инвариантный образ мира пр ...
Индивидуальные стили деятельности учителей начальных классов
Современная система образования нуждается в обновлении и преобразовании. Необходимость перестройки школьного образования вытекает из того, что современное общество предъявляет высокие требования к личности человека. На сегодняшний день об ...
Характеристика подросткового возраста: психофизиологические,
личностные, интеллектуальный аспекты
В настоящее время имеется несколько определений рубежей подросткового периода. Например, Г. Гримм ограничивает его возрастом 12-15 лет у девочек и 13-16 лет у мальчиков, а по Дж. Биррену этот период охватывает 12-17 лет. В классификации Д ...