Психологические особенности ценностных ориентаций девочек и мальчиков подросткового возраста

Общая психология » Психологические особенности ценностных ориентаций девочек и мальчиков подросткового возраста

Страница 11

Рис.2. Графическое изображение связей между компонентами мотивационно- смыслового, процессуально-результативного и коммуникативно-ориентировочного аспектов ЦО девочек-подростков

Рис.3. Графическое изображение связей между компонентами мотивационно-смыслового, процессуально-результативного и коммуникативно-ориентировочного аспектов ЦО мальчиков-подростков

Примечание: линиями обозначены связи только с уровнем значимости р < 0,01

К особенностям целостной структуры ЦО девочек следует отнести связь терминальных ценностей преимущественно с параметрами процессуально-результативного аспекта, инструментальных – с компонентом "обсуждение личных проблем" коммуникативно-ориентировочного аспекта. У мальчиков ярко проявляется противоположная тенденция, т.е., – параметры терминальных ценностей на высоком уровне коррелируют, прежде всего, с параметрами коммуникативно-ориентировочного, а инструментальных – с параметрами процессуально-результативного аспекта. Таким образом, жизненные цели мальчиков формируются преимущественно в коммуникативной сфере, а поиск средств для их достижения происходит в реальной деятельности. Это свидетельствует о поисковом характере ЦО мальчиков. Противоположный характер связей у девочек свидетельствует о том, что они больше склонны к обсуждению средств. При этом ориентируются в формировании ценностей-целей на уже существующие реальности, что может указывать на большую адаптивность поведения девочек. Отмеченная тенденция прослеживается и в результатах анализа жизненных планов. Характер этих связей у девочек больше способствует формированию "плана" как "мечты", желаемого будущего, и мало связан с реальной деятельностью. У мальчиков же он более реальный. Об этом свидетельствует высокий уровень связей параметров компонента "жизненные планы" с параметрами коммуникативно-ориентировочного и с большинством параметров процессуально-результативного аспектов.

Связи компонента "свойства личности" у мальчиков достаточно широкие. Они обнаружены с параметрами уровня общественной активности, систематичности учебно-познавательной деятельности, альтруистической направленности свободной активности, а так же с параметрами коммуникативной сферы реализации ценностей. У девочек же – уже, и фиксируются лишь с параметрами предметной направленности свободной и учебно-познавательной активности. Указанные различия, на наш взгляд, также свидетельствуют о поисковом характере ЦО мальчиков и адаптивном девочек.

В результате кластерного анализа образовались группы параметров ЦО с близким уровнем связи. Результаты анализа в диссертации представлены в виде "дерева кластеризации". Их строение свидетельствует о различиях в организации целостной структуры ЦО девочек и мальчиков. 1-й кластер у девочек образован параметрами компонента "жизненные планы", 2-й – параметрами инструментальных ценностей, 3-й – компонента "обсуждение личных проблем", 4-й – параметрами эгоцентрической и предметной направленности терминальных ценностей, 5-й – компонентом "свойства личности", 6-й – компонентом "свободная активность",параметрами "динамика взаимоотношений с родителями" и "обсуждение личных проблем с мамой", 7-й – параметрами сфер реализации учебной, общественной и коммуникативной деятельности, 8-й – параметрами учебной активности и межличностных взаимоотношений с родителями и учителями, 9-й – параметрами "мотивы общественной деятельности", 10-й – параметром "обсуждения личных проблем со сверстниками". У мальчиков: 1-й кластер образован параметрами эгоцентрической и предметной направленности компонента "жизненные планы", 2-й – параметрами терминальных и инструментальных ценностей и свойств личности, 3-й – "обсуждение личных проблем" с учителями и сверстниками, 4-й – параметрами компонента "свободная активность", 5-й – параметрами сфер реализации ценностей в учебной и свободной (досуговой) деятельности, 6-й – "обсуждение личных проблем" и "взаимоотношения" с родителями, 7-й - параметрами компонента "учебно-познавательная активность", 8-й – "обсуждение личных проблем" с другом и девушкой, которая нравится, 9-й – параметрами компонента "мотивы общественной деятельности". Итак, характер кластеризации указывает на существенные различия в целостной структуре ЦО девочек и мальчиков.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12

Рекомендуем к прочтению:

Классификация методов и приемов психологического воздействия и их характеристика.
Психологические воздействия классифицируются по различным основаниям. Так, по характеру воздействия различают простое воздействие и сложное. Простое психологическое воздействие связано с реализацией детального плана последовательных дейст ...

Природа и факторы развития способностей
Прежде чем говорить о природе способностей, необходимо ознакомится с понятием задатков, т.к. они являются природными предпосылками способностей. П.А. Рудик понимает под задатками врожденные анатомо-физиологические особенности организма, ...

Особенности эмоционального реагирования
Многие исследования убедительно показывают, что депривация различных видов (сенсорная, когнитивная, эмоциональная, социальная) ведет к развитию депрессии, тревоги, страхов. Такая картина наблюдалась в условиях Крайнего Севера (по данным Л ...