Психологические особенности ценностных ориентаций девочек и мальчиков подросткового возраста
Рис.2. Графическое изображение связей между компонентами мотивационно- смыслового, процессуально-результативного и коммуникативно-ориентировочного аспектов ЦО девочек-подростков
Рис.3. Графическое изображение связей между компонентами мотивационно-смыслового, процессуально-результативного и коммуникативно-ориентировочного аспектов ЦО мальчиков-подростков
Примечание: линиями обозначены связи только с уровнем значимости р < 0,01
К особенностям целостной структуры ЦО девочек следует отнести связь терминальных ценностей преимущественно с параметрами процессуально-результативного аспекта, инструментальных – с компонентом "обсуждение личных проблем" коммуникативно-ориентировочного аспекта. У мальчиков ярко проявляется противоположная тенденция, т.е., – параметры терминальных ценностей на высоком уровне коррелируют, прежде всего, с параметрами коммуникативно-ориентировочного, а инструментальных – с параметрами процессуально-результативного аспекта. Таким образом, жизненные цели мальчиков формируются преимущественно в коммуникативной сфере, а поиск средств для их достижения происходит в реальной деятельности. Это свидетельствует о поисковом характере ЦО мальчиков. Противоположный характер связей у девочек свидетельствует о том, что они больше склонны к обсуждению средств. При этом ориентируются в формировании ценностей-целей на уже существующие реальности, что может указывать на большую адаптивность поведения девочек. Отмеченная тенденция прослеживается и в результатах анализа жизненных планов. Характер этих связей у девочек больше способствует формированию "плана" как "мечты", желаемого будущего, и мало связан с реальной деятельностью. У мальчиков же он более реальный. Об этом свидетельствует высокий уровень связей параметров компонента "жизненные планы" с параметрами коммуникативно-ориентировочного и с большинством параметров процессуально-результативного аспектов.
Связи компонента "свойства личности" у мальчиков достаточно широкие. Они обнаружены с параметрами уровня общественной активности, систематичности учебно-познавательной деятельности, альтруистической направленности свободной активности, а так же с параметрами коммуникативной сферы реализации ценностей. У девочек же – уже, и фиксируются лишь с параметрами предметной направленности свободной и учебно-познавательной активности. Указанные различия, на наш взгляд, также свидетельствуют о поисковом характере ЦО мальчиков и адаптивном девочек.
В результате кластерного анализа образовались группы параметров ЦО с близким уровнем связи. Результаты анализа в диссертации представлены в виде "дерева кластеризации". Их строение свидетельствует о различиях в организации целостной структуры ЦО девочек и мальчиков. 1-й кластер у девочек образован параметрами компонента "жизненные планы", 2-й – параметрами инструментальных ценностей, 3-й – компонента "обсуждение личных проблем", 4-й – параметрами эгоцентрической и предметной направленности терминальных ценностей, 5-й – компонентом "свойства личности", 6-й – компонентом "свободная активность",параметрами "динамика взаимоотношений с родителями" и "обсуждение личных проблем с мамой", 7-й – параметрами сфер реализации учебной, общественной и коммуникативной деятельности, 8-й – параметрами учебной активности и межличностных взаимоотношений с родителями и учителями, 9-й – параметрами "мотивы общественной деятельности", 10-й – параметром "обсуждения личных проблем со сверстниками". У мальчиков: 1-й кластер образован параметрами эгоцентрической и предметной направленности компонента "жизненные планы", 2-й – параметрами терминальных и инструментальных ценностей и свойств личности, 3-й – "обсуждение личных проблем" с учителями и сверстниками, 4-й – параметрами компонента "свободная активность", 5-й – параметрами сфер реализации ценностей в учебной и свободной (досуговой) деятельности, 6-й – "обсуждение личных проблем" и "взаимоотношения" с родителями, 7-й - параметрами компонента "учебно-познавательная активность", 8-й – "обсуждение личных проблем" с другом и девушкой, которая нравится, 9-й – параметрами компонента "мотивы общественной деятельности". Итак, характер кластеризации указывает на существенные различия в целостной структуре ЦО девочек и мальчиков.
Рекомендуем к прочтению:
Этика пенитенциарного психолога
При выполнении служебных задач сотрудники психологической службы соблюдают нормы профессиональной этики пенитенциарного психолога.
Что же такое «профессиональная этика», что является предметом ее изучения? Профессиональная этика
изучае ...
Рекомендации по оптимизации общения женщин в
мужском коллективе
Очень часто наша судьба зависит от людей, которые вообще не знают, что мы существуем.
Жаловаться на мужчин и чувствовать себя жертвой обстоятельств - это вчерашний день! Что же делать, если хорошо образованную и независимую женщину не пр ...
Виртуальная коммуникация: функциональный аспект
Современные, телекоммуникационные технологии и, в первую очередь, - глобальная компьютерная сеть Интернет, являются одним из наиболее важных факторов в развитии мирового сообщества, оказывающим решающее воздействие на общественную, полити ...

