Психологические особенности ценностных ориентаций девочек и мальчиков подросткового возраста

Общая психология » Психологические особенности ценностных ориентаций девочек и мальчиков подросткового возраста

Страница 10

Оценивая развитие своих взаимоотношений, девочки отмечают их улучшение с подругой, мальчики – с мамой. Второй ранг девочки отводят парню, который нравится, мальчики – другу. Третий ранг у девочек получила мама, у мальчиков – девушка, которая нравится. Четвертый – отведен подростками своим сверстникам, пятый – отцу, последний – учителям.

Компоненту "обсуждение личных проблем" отводится особое, центральное место в коммуникативно-ориентировочном аспекте, поскольку в его "рамках" не только в значительной степени формируются оценки тех или иных явлений, предметов, поступков и т.д. В нем отражаются степень доверительности, межличностные взаимоотношения, оценка их развития, эмоциональный тонус, возникают и разрешаются конфликты, происходит обсуждение и первоначальная оценка ценностей, личностных свойств, жизненных планов, поступков, действий, результатов деятельности и т.п. Именно в рамках этого компонента, в той или иной мере через обсуждение, происходит поиск ценностей, средств их достижения, корректировка ориентаций. В целом, чаще всего свои проблемы подростки обсуждают с мамой, второй ранг мальчики отводят отцу, девочки – подруге, третий – мальчики другу, девочки – отцу. Мальчики чаще обсуждают свои проблемы с девушкой, которая нравится, девочки – со сверстниками. Последний ранг подростками отведен учителям. Выявлены определенные различия в иерархии обсуждаемых проблем девочками и мальчиками. Доминируют в этой структуре проблемы учебы и выбора профессии. Третий ранг мальчики отводят обсуждению проблем связанных со здоровьем, девочки – с модной одеждой. Активно обсуждаются подростками проблемы своего будущего.

Выявлены различия в иерархии обсуждения тех или иных проблем с мамой, другом (подругой), учителями и т.д. Проблемы учебы подростки чаще всего обсуждают с родителями; класса, школы – с учителями; свободного времени, любви, музыки и т.п. – со сверстниками. В целом, обсуждение личных проблем и у девочек, и у мальчиков, носит преимущественно предметную и эгоцентрическую направленность. У девочек несколько больше выражена коммуникативная, у мальчиков – альтруистическая. К результатам этой части исследования следует отнести вывод о том, что подростки в оценках ценностей ориентируются преимущественно на мнение родителей, и прежде всего мамы. Мальчики, по сравнению с девочками, больше ориентированы в этом на отца. Эмоционально комфортнее же подростки чувствуют себя в кругу равных, – сверстников, при этом девочки больше стремятся перенести оценки тех или иных ценностей родителями и учителями в круг ровесников, мальчики – больше разграничивают сферы своего общения.

Результаты анализа корреляционной структуры коммуникативно-ориентировочного аспекта (См. рис.2 и 3) свидетельствуют о более тесной связи различных параметров у девочек (р < 0,01). У мальчиков этих связей меньше. Характер же связей параметров позволяет сделать вывод о большей эмоциональной значимости коммуникации для девочек: одноименные параметры коррелируют между собой практически по всем компонентам. У мальчиков же аналогичные связи менее выражены.

Целостный анализ структуры ЦО девочек и мальчиков подросткового возраста. В соответствии с предложенной моделью следующий этап исследования – синтез всех компонентов модели в их связях и отношениях. С этой целью параметры ЦО подростков были подвергнуты корреляционному, факторному и кластерному анализу. Результаты первого позволили выявить основные связи компонентов ЦО; второго и третьего – более детально проанализировать связи между параметрами ЦО. Полученные данные свидетельствуют о различиях в целостной структуре ЦО у девочек и мальчиков. Основные различия заключаются в характере связей компонентов мотивационно-смыслового, процессуально-результативного и коммуникативно-ориентировочного аспектов ЦО подростков. Графически эти связи изображены на рис.2 и 3.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12

Рекомендуем к прочтению:

Эволюция отношения к одиночеству в исторических и философских трудах
Одиночество как состояние существует столько, сколько люди помнят себя. Но само отношение к одиночеству претерпело некоторую эволюцию. Это заметно даже в поговорках, аккумуляторах народной мысли: от старорусской «на миру и смерть красна» ...

Деловые переговоры: культура проведения профессиональных переговоров, конфликты и пути их разрешения
Подготовка к переговорам включает следующие этапы: составление правил переговоров, оперативная подготовка переговоров, отбор и систематизация материалов, анализ собранного материала, подготовка рабочего плана переговоров, редактирование, ...

Группы детей с нарушением поведения
Существуют группы детей, которые более других подвержены риску возникновения у них нарушения поведения. На это влияют особые условия воспитания и жизни этих детей. Влияние семьи: 1. Привязанность. Ненадёжная привязанность к родителям в ...