Психологические особенности ценностных ориентаций девочек и мальчиков подросткового возраста
Общевозрастной характеристикой терминальных ценностей является их эгоцентрическая направленность. По всей видимости, эта мотивация обусловлена основным новообразованием подросткового возраста – чувством взрослости, стремлением к самоутверждению и самореализации. Ценности же альтруистической направленности: "активная деятельная жизнь", "интернационализм", "активность в общественной работе", "инициативность", "дисциплинированность" и др. заняли одинаково низкие ранги в иерархии ценностей как девочек, так и мальчиков.
Анализ иерархической структуры инструментальных ценностей показал, что верхнюю ее часть составляют ценности, соответствующие социальным ожиданиям и в большой степени ориентированы на социальные, половые роли. Мальчики отвели выше ранг ценностям "смелость", "целеустремленность", "рационализм", "трудолюбие", "волевые качества". Девочки выше оценили "воспитанность, хорошие манеры", "вежливость", "честность, правдивость", "искренность", "чуткость, забота о других" и т.п.
Анализ соотношения коммуникативной и предметной направленности ЦО свидетельствует о преобладании коммуникативной направленности ценностей в структуре ориентаций подростков, что дает основания трактовать коммуникацию, общение не только как средство достижения значимых целей, но и как саму цель. Ярко выраженное доминирование коммуникативной направленности ценностей свидетельствует о личностной значимости коммуникативной деятельности подростков по сравнению с предметной деятельностью.
Анализ компонента ЦО, связанного со свойствами личности, позволил определить иерархию личностных свойств-ценностей ("Идеал"), иерархию свойств присущих им лично ("Я"), систему свойств, которые с точки зрения испытуемых присущи их сверстникам ("Молодое поколение"), родителям и учителям ("Старшее поколение").
Оценивая свойства личности как ценности, девочки указали на следующие: человечность, милосердие, доброту, справедливость, вежливость, дружелюбие в отношениях с другими, аккуратность, трудолюбие, отзывчивость, готовность прийти на помощь, чувство юмора, честность, искренность, чувство ответственности, долга, целеустремленность, благородство, альтруизм, бескорыстие, образованность и волевые качества. У мальчиков в ценностной структуре личностных свойств доминируют такие качества: доброта, дружелюбие в отношениях с другими, чувство ответственности, долга, благородство, образованность, честность, искренность, вежливость, смелость, увлеченность своей работой, отзывчивость, готовность прийти на помощь, трудолюбие,человечность, милосердие.
Оценивая наличие тех или иных качеств у себя лично ("Я"), девочки указали на доброту, чувство юмора, дружелюбие в отношениях с другими, аккуратность, отзывчивость, вежливость, чувство ответственности, целеустремленность, благородство, альтруизм, решительность. Мальчики назвали чувство юмора, дружелюбие, смелость, доброту, отзывчивость, образованность, аккуратность, чувство долга, справедливость, благородство и волевые качества.
Образы собственного "Я" оказались более дифференцированными по сравнению с групповым образом сверстников, что проявилось в оценке личностных свойств. Большинство девочек считают, что они милосерднее своих ровесников, менее жестоки и грубы (уровень значимости различий по этим качествам р < 0,02)[*]. В сравнении со сверстниками девочки видят себя намного добрее, справедливее, вежливее, дружелюбнее (р < 0,02), считают, что в случае необходимости они скорее откликнутся на чужое горе, придут на помощь (р < 0,05), что им в большей степени присуще чувство долга, ответственности, и в меньшей – желание властвовать над другими, эгоизм (р < 0,05).
Рекомендуем к прочтению:
Место мотивации власти в мотивационной системе личности
Достаточно распространенным является мнение о том, что стремление к власти преобладает в этой системе, что оно является важнейшим регулятивным фактором деятельности. Властолюбцев можно разделить на тех, кто обладает властью и пытается ее ...
Психоаналитический подход
Классический психоанализ. Психоаналитический подход в исследованиях депрессий базируется на первенстве аффективного радикала при формировании депрессивного симптомокомплекса, и ведет свое развитие от идей Фрейда об утрате объекта, потере ...
От чего зависит восприятие людей
Существует множество факторов, влияющих на восприятие и понимание других людей. Среди них: возраст, пол, профессия, индивидуальные особенности личности, такие, как «Я» – образ и уровень принятия самого себя.
Широко распространено предста ...

