Социальный контроль за девиантным поведением

Страница 3

Рост и многообразие видов девиантного поведения молодежи детерминировано совокупностью объективных и субъективных, материальных и духовных, внутренних и внешних факторов, которые предстают в виде сложного спектра взаимосвязанных процессов и явлений. Причем, каждый из факторов имеет значение только в системе других факторов, а это свидетельствует о необходимости комплексного подхода к разработке основных направлений противодействия девиантности. Данная проблема рассматривается в трех ее аспектах: социальный контроль; институциональная коррекция; предупреждение (превенция).

В самом общем виде стратегию социального контроля в решении проблем девиантного поведения молодежи представляется так: переход от внешнего, принудительного, силового, карательного, запретительного контроля к охранительному, защитному, неформальному внутреннему контролю.

Центральным институтом, на который возлагается наибольшая ответственность по формированию поведения молодежи, и на котором должны быть сконцентрированы усилия государственных и общественных учреждений по оказанию помощи, является семья. Психолого-педагогическая несостоятельность семьи должна предупреждаться задолго до того, как ребенок встанет на путь асоциальных девиаций и попадет в поле зрения органов профилактики и социальной коррекции. Превентивные меры в данном случае играют решающую роль в снижении, нивелировании отклонений от социальных норм в поведении молодежи.

Для сокращения девиантных поступков молодежи необходимо социальное оздоровление и социально-педагогическая коррекция. Причем, различные по характеру десоциализирующего влияния группы, предполагают и различные коррекционные методы. В неформальных молодежных группах с позитивной социальной ориентацией достаточно проводить профилактическую работу, создавать условия для содержательного, творческого времяпрепровожденеия. А вот группы асоциальной и антисоциальной ориентации требуют серьезной коррекционной работы - они должны быть взяты под особый контроль органами правопорядка.

Результаты этих мер коррекции зависят от взаимодействия всех государственных, общественных институтов и органов: семьи, образования, социальной защиты, опеки и попечительства, здравоохранения, милиции, общественных объединений, благотворительных фондов, средств массовой информации.

Большую роль среди институтов социализации в процессе превентивно-коррекционной практики играют психологические центры, службы, отделы.

Для реализации эффективной политики предотвращения девиантного поведения молодежи в современном российском обществе требуется объединение усилий не только правоохранительных органов, но и деятелей различных отраслей культуры (в ее широком понимании) - образования, искусства, религии, науки, средств массовой информации, книгоиздания, собственно культурных институтов - музеев, библиотек, организованного досуга и т.п. в рамках единой государственной программы соцокультурного саморазвития и самосохранения общества.

Страницы: 1 2 3 

Рекомендуем к прочтению:

Психологическая структура личности
Психологию личности составляют подсознание, сознание и самосознание. Для человека, отмечает С.Л. Рубинштейн, "фундаментальное значение имеет сознание . Без сознания, без способности сознательно занять определенную позицию, нет личнос ...

Формирование мировоззрения в ранней юности. самоопределение
Ранняя юность — это время поиска смысла жизни, активного самоопределения молодежи в существующей системе общественных отношений, а также в мире профессиональной деятельности, в принятой системе духовных и нравственных ценностей. Процесс э ...

Структура психики
Психика человека – качественно более высокий уровень, чем психика животных (Homo sapiens – человек разумный). Сознание, разум человека развивались в процессе трудовой деятельности, которая возникает в силу необходимости, осуществления сов ...