Структура взаимосвязи жизненных ценностей у студентов разных специальностей и возрастов

Общая психология » Психологическое сопровождение развития профессионального самосознания студентов » Структура взаимосвязи жизненных ценностей у студентов разных специальностей и возрастов

Страница 2

Для эмпирического исследования были использованы методика EQ-i Бар-Она и методика исследования социального интеллекта (адаптация теста Дж. Гилфорда и М. Салливена). В исследовании приняли участие 30 студентов экономического и 30 студентов психологического факультетов.

Обнаружены значимые различия в социальном интеллекте (t= 1,52, p<0,01), а также по показателям субшкал реалистичность и социальная ответственность в эмоциональном интеллекте (p<0,05). У студентов психологического факультета показатели выше.

Обнаружены положительные корреляции между субшкалой «настойчивость» в структуре эмоционального интеллекта и субшкалами «вербальная экспрессия» и «истории с дополнением», а также композитной оценкой социального интеллекта. Можно отметить корреляцию между субшкалой самоактуализации (ЭИ) и субшкалой «вербальная экспрессия» в структуре социального интеллекта. Значения по субшкале эмпатии в структуре ЭИ положительно коррелируют со значениями по субшкале «вербальная экспрессия» (социальный интеллект). Положительная корреляция наблюдается между значениями по субшкале «реалистичность» и субшкале «вербальная экспрессия» (социальный интеллект). Значения по шкале гибкость коррелируют с субшкалами «истории с завершением» и «истории с продолжением», а также с композитной оценкой социального интеллекта. Результаты по шкале «стрессоустойчивость» положительно коррелируют с субшкалой «истории с продолжением» (социальный интеллект). Все вышеуказанные корреляции значимы на уровне p<0.05.

Образовательный процесс современного вуза актуализирует изменение позиции студента: из объекта обучения в активного и сознательного субъекта учебно-профессиональной деятельности. Это достаточно сложно осуществить на уровне традиционного научно-методического обеспечения процесса подготовки специалистов, поэтому становятся востребованными активные формы и методы обучения, воспитания, контроля. Для их адекватного функционирования необходимо овладение умениями самоорганизации учебно-профессиональной деятельности.

В современных условиях возрастает значение формирования компетенций самоорганизации учебно-профессиональной деятельности. Анализ психологических, педагогических и методических исследований убеждает в том, что самоорганизация занимает значительное место в структуре учебно-профессиональной деятельности и является одним из основных звеньев системы ее самоуправления. Сформированность компетенций самоорганизации позволит будущему специалисту успешно анализировать условия и задачи обучения, рационально планировать и организовывать свою работу индивидуально или в команде, адекватно оценивать, своевременно корректировать и совершенствовать процесс и результаты своей учебно-профессиональной деятельности, иными словами, управлять ею. От сформированности данных компетенций у студентов в огромной степени зависит их активность в обучении, качество подготовки, а также эффективность и результативность их учебно-профессиональной деятельности (А.В. Быков, А.Д. Ишков, Г. Домбровецка, Н.С. Копеина, Н.Ф. Круглова, Т.И. Шульга и др.).

Проведенный теоретический анализ позволил: сформулировать содержание понятия «компетенций самоорганизации учебно-профессиональной деятельности», определяемое как способность субъекта рационально организовывать и поэтапно выполнять свою учебно-профессиональную деятельность, осуществлять ее коррекцию, учитывать промежуточные результаты с целью повышения эффективности учебы и совершенствования процесса ее организации на основе сознательного применения накопленных знаний, умений и опыта.

На основе анализа исследований отечественных и зарубежных ученых, определен набор компетенций самоорганизации учебно-профессиональной деятельности студентов: 1) компетенции определения и формулирования цели и задачи своей учебно-профессиональной деятельности; 2) компетенции планирования и конструирования процесса учебно-профессиональной деятельности; 3) компетенции анализа и диагностики состояния своей учебно-профессиональной деятельности; 4) компетенции организации осуществления учебно-профессиональной деятельности в соответствии с планом; 5) компетенции оценки своей учебно-профессиональной деятельность и ее результатов с выходом на рефлексивную позицию; 6) компетенции корректирования и совершенствования организации и осуществления своей учебно-профессиональной деятельности.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем к прочтению:

Жизненный путь человека как проблема психологии
Первое систематическое изучение закономерностей жизненного пути было предпринято Ш. Бюлер и ее сотрудниками в Венском психологическом институте в 20—30-е гг. На большом эмпирическом материале ею было установлено, что, несмотря на индивиду ...

Тактика переговорного процесса
Китайцы знамениты своим терпением, выдержкой, пунктуальностью и церемониальностью. Однако знаменитая китайская хитрость – категория нарицательная и субъективная. В большинстве случаев это лишь попытка белого человека оправдать отсутствие ...

Женщины и энергопоглотители
Неудача происходит чаще от недостатка энергии, чем от недостатка капитала. (А. Уэбстер) Работа руководителя очень трудное и ответственное занятие. Иногда бывает, что женщина-руководитель в конце рабочего дня еле плетется домой. Никакого ...