Общее понятие о педагогике, ее структуре и понятиях
3) принципы и методы средства и форм педагогического обучения
4) тех, кто обучает (преподавателей) и тех, кто учится
5) педагогический результат, в виде того, что человек усвоил, какое воспитание получил и какие общественные задачи он в дальнейшем может выполнять
Педагогический процесс – исторически развивался на основе разных концепций:
1) Ассоциативно-рефлекторная концепция обучения (мы получаем знания на основе рефлексов и ассоциаций)
2) Теория научения (бихивиористы)
3) Концепции проблемного обучения
4) Теория поэтапного формирования умственных действий (Гальперин)
5) Концепция проблемно-деятельностного обучения
6) Теория пограммированного обучения (компьютерная технология обучения)
7) Суггестопедия
Принцип обучения – это основные, исходные, руководящие положения педагогической теории, следование которым помогает наилучшим образом достигать поставленных педагогических задач.
Выделяют принципы:
- социальные
- собственно педагогические
К социальным относят:
- принцип гуманизации обучения
- принцип демократизации обучения
- принцип политехнизма
- принцип направленности учебного процесса
- принцип бесплотности (равного доступа к разным уровням обучения)
Классические принципы:
1. принцип природосообразности
2. принцип народности
3. принцип наглядности
4. принцип сознательности, активности и самостоятельности обучаемых
5. принцип систематичности, последовательности и комплексности обучения
6. принцип обучения на доступном уровне (на высоком уровне трудностей)
7. принцип прочности владениями знаниями, навыками и умениями
8. принцип учета групповых, индивидуальных особенностей
9. принцип развивающего и воспитывающего обучения.
Применительно к высшей школе сформировались следующие принципы:
1) принцип единства учебной и научной деятельности обучаемых
2) непрерывного образования
3) принцип соответствия содержания вузовского образования современному состоянию и тенденциям развития науки (техники) и производства (технологии)
4) принцип сочетания различных форм организации учебных процессов.
Методы обучения – способ передачи знаний или способ педагогического общения с теми, кто обучают, и тех, кто учится.
По источникам получения знаний:
- словесные (рассказ, дискуссия)
- наглядные (иллюстрация, показ)
- практические (упражнения, лабораторные работы)
- видеометоды (прослушивание или просмотр информации)
- объяснительно-иллюстративные методы обучения
- репродуктивные
- проблемные
- частично-поисковые
- частично-исследовательские
- исследовательские
По условиям задачи:
- методы организации учебно-познавательной деятельности познаваемых
- методы передачи информации
- методы стимулирования и мотивации учебно0познавательной деятельности
- методы контроля учебно-познавательной деятельности
Рекомендуем к прочтению:
Психология восприятия системы государственных
доходов
Сильную психологическую реакцию населения вызывает деятельность государства по сбору доходов в государственный бюджет, прежде всего, — налогообложение. Правда, этот отклик столь силен, в первую очередь, в странах с развитой рыночной эконо ...
Предмет психологической науки
Предмет науки - это условно ограниченная область познаваемой действительности, которая отличается особым характером наблюдаемых в ней явлений и закономерностей. Обособление некоторой предметной области от сопредельных областей познания по ...
Объект, предмет и задачи психологии
Во-первых, предмет любой науки не дан (задан) исследователю раз и навсегда, а меняется с развитием науки. На протяжении своего исторического пути психологическая наука также изменяла свой предмет, однако — в отличие от многих иных дисципл ...