Практическая психология и ее значение. психология как профессия

Общая психология » Психология как наука » Практическая психология и ее значение. психология как профессия

Практической психологией называются методы, средства и приемы практического воздействия на психологию человека и через нее — на его поведение. Практическая психология представляет собой совокупность знаний и умений, касающихся прямого воздействия на психологию и поведение человека. В отличие от этого научная психология имеет дело только с фактами и знаниями как таковыми, которые не предназначены для их практического использования.

Исторически, однако, сложились и до сих пор существуют две разновидности практической психологии. Одна из них возникла и развивалась вне научного знания — как сфера чисто практической психологической деятельности людей, опирающейся на их жизненный опыт и здравый смысл. Данная разновидность практической психологии представлена в практических действиях людей по отношению друг к другу в повседневной жизни — там, где им приходится взаимодействовать и оказывать психологическое влияние друг на друга.

В наилучших своих образцах и в наиболее удачных применениях она представлена, например, в действиях священников, врачей, политиков, педагогов, руководителей, родителей и других категорий людей, которым часто приходится иметь дело с другими людьми и оказывать на них влияние. Эти люди пользуются теми знаниями о психологии, которые сами получили в результате жизненного опыта. Этими же знаниями и умениями пользуются те люди, которые, не имея психологического образования, оказывают помощь другим людям, например, разного рода целители, экстрасенсы и т.п.

Другая разновидность практической психологии появилась, когда психология как наука уже существовала и получила признание. Эта практическая психология изначально опиралась на точные научные знания о психике человека и представлена главным образом в прикладных отраслях современной психологии, например, педагогической, медицинской, инженерной, юридической.

Несмотря на разницу в истоках возникновения практической психологии, все современные практические психологи, в том числе и те, кто имеет специальное психологическое образование, и те, кто стал заниматься практической психологией из интереса к ней, на основе жизненного опыта, здравого смысла, фактически пытаются делать одно и то же: помогать людям в решении тех проблем, которые связаны с их повседневной жизнью, с их психологией и поведением.

Такова общая цель или конечная задача, на решение которой направлена деятельность практического психолога. На пути продвижения к этой цели ему приходится решать и ряд частных задач, без которых оказание психологической помощи людям невозможно. Это — постановка психологического диагноза и проведение психологической коррекции.

Постановкой психологического диагноза называется процедура, в итоге которой практический психолог определяет, в чем заключается психологическая проблема того человека, с которым он имеет дело и которому он пытается помочь. Психологическая коррекция предполагает практические действия психолога, направленные на решение той проблемы, которая выявлена у клиента в результате постановки психологического диагноза.

Коррекция, в свою очередь, может иметь две формы. Она может выступать, например, в виде устных рекомендаций, которые практический психолог дает нуждающемуся в его помощи человеку. Такой вид оказания практической психологической помощи обычно называют психологическим консультированием. Вторая форма психокоррекции — это оказание самим психологом непосредственного воздействия на психологию или поведение человека.

Рекомендуем к прочтению:

Место мотивации власти в мотивационной системе личности
Достаточно распространенным является мнение о том, что стремление к власти преобладает в этой системе, что оно является важнейшим регулятивным фактором деятельности. Властолюбцев можно разделить на тех, кто обладает властью и пытается ее ...

История проблемы самоутверждения
Проблема самоутверждения как научного объекта исследования возникла относительно недавно лишь в XIX-XX вв. Это вполне объяснимо, т. к. само самоутверждение является очень сложным образованием. На специально-научном уровне эта проблема бы ...

Принципы обучения, системный подход к применению принципов обучения.
В дидактике профессионально-технического образования принципы процесса профессионального обучения являются важнейшей категорией. Они связаны с целями обучения и воспитания и имеют исторический характер; некоторые из них утрачивают свое на ...