Понятие о личности. Теории личности в зарубежной психологии
Личность – индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности.
-определяемая включенностью в общественные отношения системное качество индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении.
-это совокупность общественных отношений (Маркс)
Г. Олпорт – Личность – то, что лежит за конкретными поступками внутри самого индивида.
Личность – это динамическая организация тех психофизиологичских систем внутри индивида, которая определяет характерное для него поведение и мышление.
При рассмотрении личности выделяют различные ее аспекты:
- мотивация
- самосознание
- интеллектуальные способности
- эмоциональную сферу
- внешние проявления (поступки, действия)
-норма-патология
Кеттел.
Личность – это то, что позволяет нам предсказать поведение человека в данной ситуации. Черты личности представляют собой относительно постоянные тенденции реагировать определенны образом в разных ситуациях и в разное время. Структура личности – набор черт. А) Поверхностные черты – исходные черты. Поверхностные: совокупность поведенческих характеристик, которые при наблюдении выступают в неразрывном единстве (неспособность сосредоточится + нерешительность + беспокойство = невротизм). Исходные: основополагающие структуры, определяющие постоянство, которое наблюдается в поведении человека. Это более глубокий уровень личности. Б) Конституциональные черты – черты, сформированные окружающей средой (это два подтипа исходных черт). Конституциональные – развиваются из биологических и физиологических данных индивидуума (наркомания – раздражительность). Средовые – обусловлены влияниями социального и физического окружений (результат научения). В) Способность, темперамент и динамические черты. Это модальности исходных черт. Способности – умения человека, темперамент – эмоциональные и стилистические качества поведения, динамические – мотивационные элементы поведения. Г) Общие и уникальные черты. Общая – присутствует в различной степени у всех представителей данной культуры (но организация общих черт в личности всегда уникальна). Уникальная – у одного или нескольких. Черты личности представляют собой относительно постоянные тенденции реагировать определенным образом в разных ситуациях.Айзенк.
Элементы личности могут быть расположены иерархически. В его схеме присутствуют суперчерты, которые состоят из черт. Черты состоят из многочисленных привычных реакций, которые формируются из множества специфическх реакций. Специфическая реакция – улыбка при встрече. Если это происходит всякий раз – привычная реакция. Интроверсия-экстроверсия нейротизм-стабилбность. Это суперчерты (типы). (общительность – экстраверсия). Олпорт
Личность – то, что лежит за конкретными поступками внутри самого индивидуума. Это динамичная организация тех психофизических систем внутри индивидуума, которая определяет характерное для него поведение и мышление. Черта – это предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций.
8 критериев определения черты личности:
1. Это не только номинальное образование, это жизненно важная часть существования любого человека.
2. являются более обобщенным качеством, чем привычка.
Рекомендуем к прочтению:
Основные задачи инновационного образования. Образовательное учреждение
инновационного типа
В начале 90-х годов ХХ века произошел пересмотр общеобразовательной парадигмы, ей был придан смысл не столько познавательный, сколько развивающий. Приоритетными стали общечеловеческие ценности, жизнь и здоровье человека, свободное развити ...
Исследовательские методы науки о конфликте
С объектом науки тесно связан и ее метод (от греч. - путь, исследование, прослеживание), под которым понимается совокупность определенных правил, приемов, норм практического и теоретического освоения действительности. Совокупность этих ме ...
Психологический конфликт в детско-родительских отношениях
Пожалуй, нет семьи, где бы не возникали хотя бы кратковременные конфликты между родителями и детьми. Часто повинны в этом сами родители. Так случается, что они не понимают особенностей психики детей и подростков, не знают их типичных «пов ...