Особенности психологического консультирования, основные школы и методы
СП как наука включает след. основные разделы: 1) П. общения, изучающую закономерности общения и взаимодействия людей – в частности, роль общения в системе отношений общественных и межличностных; 2) П. групп, изучающую псих-е харак-ки соц. групп – больших и малых; 3) СП личности, изучающую, в частности, проблемы соц. установки, социализации; 4) практ. приложения.
Предмет соц психологии все шлифовался, его не м. обозначить до сих пор.
Два этапа дискуссий о предмете:
I. 20-е годы. Челпанов предложил разделить психологию на 2 части: соц. и собственно психологию. Возникли возражения, т.к. с т.зр. Марксизма вся психология д.б. социальной. Вывод: это наука о соц. детерминации психич. процессов - самостоятельного статуса не имеет – перерыв в самостоятельном сущ-нии соц. психологии.
II. 50-60 гг. – новая волна обсуждения предмета соц. психологии (расширились запросы практики, решение экон., соц., полит. проблем – психич. сторона обществ. жизни). Сформулировалось неск-ко подходов к предмету: 1) соц. психология –наука о массовых явлениях психики; 2) предмет соц. психологии – Л-ть; 3) синтез:
Андреева: предмет соц. психологии – закономерности поведения, д-т и общения людей, обусловленные их включением в соц. группы + хар-ки этих групп. Методы СП: изучение документов, контент-анализ, опрос, интервьюирование, тестирование, эксперимент.
История становления. 1) донаучный этап. Знания слитны, не дифференцированы: ритуалы, обряды – массовидные явления. 2) философский. Древнее знание оттачивалось. Платон: поведение ч-ка имеет физиологич. природу; Аристотель: ч-к – соц. животное; 3) феноменологический. Первые социально-психологические теории. Психология народов – сложилась в середине 19 в. в Германии, создателями которой выступили философ М. Лазарус и языковед Г. Штейнталь. Главная сила истории – народ, или "дух целого", который выражает себя в искусстве, религии, языке мифах, обычаях и т.д. Индивидуальное сознание есть лишь его продукт, звено некоторой психической связи. З-ча СП – "познать психологически сущность духа народа, открыть законы, по которым протекает духовная деятельность народа".
Дальнейшее развитие – В.Вундт, который изложил мысль о том, что психология должна состоять из двух частей: физиологической психологии и психологии народов, в которой должны применяться такие методы, как анализ продуктов культуры: языка, мифов, обычаев, искусства. Психология масс - даёт решение вопроса личности и общества с "индивидуалистических" позиций. Теория зародилась во Франции во второй половине 19 в.
Истоки в концепции подражания Г. Тарда – роль иррациональных моментов в социальном поведении и роль подражания в формировании социального поведения. Непосредственные создатели – С. Сигеле и Г. Лебон – скопление людей представляет собой "массу", главной чертой которой является утрата способности к наблюдению и масса по своей природе неупорядоченна, хаотична поэтому ей нужен "вождь", роль которого выполняет "элита". Теория инстинктов социального поведения – англ. психолог
В. Макдугалл. Причиной соц. поведения признаются врожденные инстинкты. Инстинкты включают аффективную (рецептивную), центральную (эмоциональную) и афферентную (двигательную) части. Внутренним выражением инстинктов являются эмоции. 4) научный. Затем последовал экспериментальный период развития соц. психологии. Официальной вехой послужила программа, предложенная в Европе В. Мёде и в США Ф. Олпортом, в которой были сформулированы требования превращения соц. психологии в экспериментальную дисциплину. Соц. психология стала опираться на идеи, сформулированные в трёх основных подходах: психоанализ, бихевиоризм и гештальттеория, особый упор был сделан на бихевиористкий подход.
Парадигмы зарубежной соц. психологии. Необих-зм: Халл – промежуточные переменные: S N R, где S речь, жесты; N – стремление, намерение; R – раздражение, симпатия. Неопсихоанализ (Фромм, Саливен, Шутц). Доминирование роли раннего два в развитии хар-ра взр-го ч-ка. Попытка уйти от общения в диаде: переход к более многоступенчатым группам. Когнитивизм: (Хайдер, Ньюком). Рассмотрение соц. поведения с т.зр. познават, когнитивн. пр-сов. Теория когнитивного соответствия: главный мотивирующий фактор в поведении – потребность в установлении соответствия и сбалансированность когнитивн. стр-ры ч-ка.
Рекомендуем к прочтению:
Три зоны контакта с миром
В гештальт-терапии принято выделять три зоны контакта с миром: внутреннюю, образованную ощущениями от собственного тела (напряжение мышц, ком в горле или тяжесть в желудке, поза, в которой человек сидит или стоит, головная боль, жажда, ут ...
Особенности взаимоотношений юношества со сверстниками и взрослыми
В одном исследовании большой группе школьников 14-15лет был задан вопрос: « В чем вы видите наибольшую угрозу своему счастью?» Более 50% опрошенных ответили – в плохом отношении к себе товарищей.1 Таков результат не случаен. Ранняя юност ...
Исследование социально-психологических установок личности
Если говорить об актуальности этой темы, то можно вполне уверенно сказать, что на данный момент в российской реальности, да и не только в российской – в мировой – постоянно растет количество женщин, избравших столь нетипичную для них проф ...