Социальная психология групп: понятие о группе, структура группы. Методы изучения групп и групповых процессов

Общая психология » Психология как научная дисциплина » Социальная психология групп: понятие о группе, структура группы. Методы изучения групп и групповых процессов

Страница 1

Соц. y - это отрасль y, изучает закономерности и особенности поведения и деятельности людей, обусловленные их социальным взаимодействием. Возникла во 2-ой половине 19 в. В. Меде – экспериментатор соц. y. Эта теория начинается с работ социологов: Габриэля Тарда и Лебона, Дюркгейма. Далее, Морено "Социометрия". Изучающиеся проблемы: понятие соц. общности, особенности поведения чел. в соц. организованной и неорганизованной общности, соц.группы, их классификация, общение как средство соц. взаимодействия, межперсональное взаимодействие y массовой коммуникации и массовых соц. явлений. Соц. общность – совокупность индивидов, приобретающая целостность как субъект определенного соц. действия. Все общности интегрированы в социум – устойчивая соц. среда, с которой контактирует личность. Общество – социум как целостное соц. образование, обладающее экономич. (входят групповые – имеют однородный состав; и массовые общности) и соц. структурой. Общности: большие и малые, контактные и дисперсные, устойчивые и импульсивные, сгруппированные и несгруппированные. Соц. общности являются носителями различных ценностей, норм и выступают как субъект социокультурной деятельности. Только соц-упорядоченная среда организует упорядоченное поведение. В неорганизованной общности поведение индивида дезорганизуется. Например, толпа – временное неорганизованное скопление непосредственно контактирующих между собой на эмоционально-ситуативной основе. Ее механизм – коллективная бессознательность (может быть даже паника). Соц. группа – это соц. организованная общность, объединенных общими интересами, целями и совместной деятельностью. Бывают: большие – основа: опред соц. признак (партия), малые – есть общие цели и задачи (производственный коллектив) и средние (школа, организация). Малые группы, в свою очередь, бывают формальные (есть цели, регламентированная структура) и неформальные (нет формально установленной структуры. Взаимодействие членов стихийно, в соответствии с личными отношениями). Группа, нормы которой признаются как наиболее ценные – референтная (эталонная). Соц. группы могут и усиливать, и подавлять возможности индивида.

Деятельность соц. гр. может быть:

1) социально-ориентированной (учебные, производственные объединения).

2) асоциальной (ориентированной на удовлетворение потребностей лишь членов данной группы, например, хиппи, рокеры).

3) антисоциальной (бандиты).

Соц-y организация соц. групп. Возникновение соц.гр. связано с соц. потребностями.

Механизмы функционирования: руководство, лидерство, нормообразование, гр. контроль и гр. санкции. Жизнедеятельность гр. характеризуется: стабилизацией межличностных отношений, групповой сплоченностью. В своих действиях член группы ориентируется на свой статус и на статусы других членов группы. Он строит свои действия в связи с групповыми ожиданиями. Несоответствие поведения членов группы групповым ожиданиям порождает групповые конфликты. В каждой группе существует схема взаимодействия ее членов в зависимости от их положения в группе. Иерархия взаимоотношений в группе – групповая дифференциация. Она может быть формальной (директор завода, бригадиры, рабочие) и неформальной (определяется положением индивидов в группе в зависимости от отношения к ним различных членов группы. Выявляется социометрией. Каждый член группы занимает определенный групповой статус, определяемый его социальной ролью (например, роль врача).

Типы ролей: институциональные (закреплены правовыми актами – роль депутата парламента или директора фирмы), конвенциональные (выполняемые по общепринятым правилам – роль учителя) и межличностные (роль человека в межличностных неформальных взаимосвязях – роль друга, соперника). Роль связана со статусом. Регулятор жизнедеятельности группы – нормы и ценности (что значимо и приоритетно). Наиболее высокоразвитая группа, ценности которой совпадают с общесоциальными – коллектив. Чем более соц. развита группа, тем благотворнее ее влияние на развитие личности. На поведение членов гр. влияют ее величина и композиция (состав).

По разновидности способов групповой коммуникации различают группы централизованные и децентрализованные (иерархические); цепные и круговые. Гр. с центр. каналами коммуникации отличаются тем что, лишь один ее член (лидер, руководитель) организует групповую коммуникацию и единолично влияет на ее жизнедеятельность. Централ.: фронтальная, радиальная, иерархическая. Децентрал.: цепная, круговая, полная. В централизованных каналов – в непосредственный контакт вступает лишь часть группы, а при децентрализованной – все участники находятся в условиях коммуникативного равенства (но при цепной – общение краев ограничено, а при круговой – только с соседями). Организация жизнедеятельности форм. гр. осуществляется руководителем (лидером). Руководитель может быть лидером, а лидер может и не быть им. Лидер: ситуативный, вдохновитель, генератор идей, организатор, эмоциональный и др. Руководство осуществляется в определенном стиле: авторитарный, либеральный, демократический. Ему необходимо широко использовать информацию о воздействии своего поведения на других, т.к. он призван обеспечить оптимальный соц.-y климат, создать условия для взаимного благорасположения людей. Особенно важно не допускать конфликтов. Если они есть, то принимать меры по их устранению или смягчению агрессивных тенденций.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем к прочтению:

Понятие о человеке индивиде
В основе индивида человек может быть рассмотрен по принадлежности к какому-то классу животных и отряду животных. Человек относится к классу млекопитающих. Индивид – в понятии выражена родовая принадлежность человека. Появляясь на свет, к ...

Особенности личности хронических соматических больных
Особенности личности у больных с хроническими заболеваниями издавна привлекают к себе внимание медицинских психологов. В современных условиях эта проблема приобретает особенно большое значение в связи со значительным ростом психогенных по ...

Формирование активного личностного познания у детей старшего школьного возраста как аспект воспитательной работы в школе
Важная особенность подросткового возраста – формирование ценрального новообразования этого возраста, своеобразного чувства взрослости, когда подросток начинает считать, что он уже не ребенок, а становится взрослым, когда он осознает свою ...