Проблемы психологии управления

Общая психология » Психология как научная дисциплина » Проблемы психологии управления

Страница 1

Это область Y, изучающая формы поведения ч-ка в различных с-мах (коллектив, орг-ция, группа), процессы управления организацией и их оптимизация через воздействие на объект управления, рассматривает управление и лидерство, принятие управленческих решений. Элементы организации и процесса управления. Организация – это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей. Характеристики орг-ции

: 1) ресурсы

– используются организацией для достижения тактических и стратегических целей. Основные ресурсы – люди, оборотные и основные средства, технологии и информация. 2) зависимость от внутренней и внешней среды; 3) разделение труда по горизонтали (конвейер) и вертикали; 4) подразделения; 5) необходимость управления. Коммуникации

. С внешней средой (реклама) и внутренние (соц.псих. климат, неформальные группы). Стиль руководства

– авторитарный, демократический, либеральный (попустительский). Управленческие решения

– это выбор альтернативы. Принятие решения

– сознательный выбор м/д вариантами или альтернативами избирательного типа поведения с целью повышения эффективности, целенаправленного развития организации с наименьшими потерями ресурсов. Акт, направленный на разрешение проблем. Классификация Мескона, Альберта, Хедоури: 1) организационные – это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой должностью. Цель – обеспечение движения к поставленной цели и задачам организации. 2) интуитивные – это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен; обусловлен знаниями или накопленным опытом. 3) рациональные – не зависят от прошлого опыта, обоснов. с помощью объективного аналитического процесса. Методы принятия решений

: неформальные (на опыте), коллегиальные (мозговой штурм), количественные (с применением ЭВМ). Препятствия при принятии решения: 1) эмоциональность выбора (решения м. приниматься в измененном состянии сознания); 2) принятие ложных целей; 3) влияние субъективных факторов; 4) влияние внеш. факторов (соц., политич.); 5) недостаток информации. Процесс принятия решения

:

1) признание необходимости принятия решения (признаки проблемы, ее формулирование, определение критериев успешного решения);

2) выполнение решения (подготовка к выполнению решения, анализ, контроль за его выполнением).

Психология З. появ.в США. 1978. Матараццо возглавил кафедру психологии здоровья. Психол. З - это комплекс спец. образоват-х, научных и проф.взглядов психологии как науки по укреплению и поддержанию здоровья, предотвращению и лечению болезней. Психология З. - наука о психологическом обеспечении здоровья чел-ка на всем протяжении его жизн. пути. Дубровина

. 3 составляющие: здоровая Я-концепция, адекватная ситема отношений, здоровое самовосприятие. Здоровье- сложный, многомерный феномен. Это состояние полного физического, психического, социального благополучия, а не только отсутсвие каких-либо болезней, дефектов. Целостность, компетентность, ответственность – формула здоровья.

В психологическом контексте здоровье рассматривается как определенный уровень интегрированности личности. Шувалов сформулировал положения о здоровье: 1. Здоровье является одной из базовых ценностей в жизни людей 2. З – идеальное состояние. На протяжении своей жизни человек не бывает вполне здоров. 3.З. – это сложный многомерный феномен, отражающий 3 модуса человеческой реальности: телесное существование, душевную жизнь и духовное бытие. Соответственно, возможно разделение здоровья на соматическое, психическое и личностное здоровье человека. 1. З

– это одновременно и состояние и сложный динамический процесс, включающий созревание и рост физиологических структур и работу организма; во-вторых, развитие и функционирование психической сферы; в-третьих, становление, самоопределение, позиционирование личности. 2. Существует эффект взаимовлияния духа, души и тела

и именно этот эффект определяет состояние человека. 3. Здоровье и болезнь относятся к числу диалектических взаимодополняющих понятий. Их изучение связано с осмыслением природы и сущности человека. 4. Человек м.б. здоров лишь при определенных условиях жизни. Условия, удовлетворительные для одного человека, могут оказаться болезнетворными для другого. 5. Для определения состояния здоровья человека необходимы с одной стороны некий эталон здоровья

, с другой – описание закономерностей возникновения и течения болезней

, т.е. необх.сист.научных представлений о норме и патологии. Олпорт

один из первых,кто обратился к проблеме развития человека. Человек – прежде всего, существо сознательное и наделенное свободой воли. Человек способен самостоятельно формировать свое Я. Бессознательные импульсы в жизни здорового человека должны играть нездоровую роль. Функциональная автономность – независимость поведения от обстоятельств детства. У здорового взрослого человека поведение должно определяться настоящей ситуацией. Между здоровой и нездоровой личностью нет континуума: ЛИБО ДА, ЛИБО НЕТ. Особенности психологически здоровой личности: 1. широкие границы Я 2. способность к теплым сердечным отношениям, неотягощенным ревностью и эгоцентричными притязаниями 3. положительный образ себя и самопринятие, включающие умение справляться с отрицательными эмоциями, терпимое отношение к собственным ошибкам и недостаткам. 4. реалистичное восприятие, опыт и притязания, чувство юмора и цельная направляющая жизненная философия, которая придает смысл всему тому, что делает человек. Для характеристики личности использовал термин "проприум

Страницы: 1 2

Рекомендуем к прочтению:

Страхи и тревожность, их возрастные особенности и проявления
Слово «тревога» было известно в русском языке с первой половины XVIII века и обозначало «знак к битве». Позже появилось понятие «тревожность». Единичные, т.е. не часто возникающие проявления тревоги могут перерасти в устойчивое состояние, ...

Вывод
Подводя итоги по вышеизложенному материалу следует вывод о том, что чтобы понять психологические особенности спортивной деятельности, необходимо разобраться в характере одного из важнейших ее факторов – личности человека (спортсмена). В ...

Основные задачи инновационного образования. Образовательное учреждение инновационного типа
В начале 90-х годов ХХ века произошел пересмотр общеобразовательной парадигмы, ей был придан смысл не столько познавательный, сколько развивающий. Приоритетными стали общечеловеческие ценности, жизнь и здоровье человека, свободное развити ...