Психология потерпевшего и свидетеля

Страница 5

Так, следователем было установлено, что обвиняемый II. вел аморальный образ жизни, сожительствовал одновременно с несколькими женщинами, в том числе с К. Зная, что жена II ревновала мужа к этой женщине, следователь использовал эти обстоятельство. Перед тем, как вызвать жену П. на допрос (ранее отрицавшую свою осведомленность о преступной деятельности мужа), следователь разложил на столе изъятые у П. фотографии К. Увидев их, жена П. сразу же сообщила об известных ей фактах совершения преступлений ее мужем.

Имел ли следователь моральное право на такой прием? Не разглашал ли он при этом интимные стороны жизни подследственного? Нет, не разглашал- Фотографии К. могли оказаться у него на столе и по другому поводу. Никакого вымогательства показаний от жены П. здесь не происходило. Процессуальные права и интересы личности не были нарушены.

Итак, встречаясь с упорным запирательством допрашиваемого, следователь использует "жесткие" приемы психического воздействия, но они не должны быть связаны с предшествующей позицией следователя. Следователь воздействует не на содержание показаний, а на мотивационную сферу допрашиваемого (путем разъяснения преимущества юридического значения имеющихся улик, особой системой их предъявления и т. п.), существенное значение при этом имеет воздействие на предвосхищаемую деятельность лица, уклоняющегося от правильных показаний.

Допустимы все приемы психического воздействия, основанные на эффекте "блокировки" возможных уклонений допрашиваемого лица от правдивых показаний, когда следователь, предвидя возможные уклонения, заранее "блокирует" их, демонстрирует их бесперспективность и тем самым побуждает к правдивым показаниям. Не прибегая к дезинформации, следователь может широко использовать возможность разноплановой трактовки подследственным лицом имеющейся в деле информации. Каждый прием правомерного психического воздействия имеет свою "сверхзадачу", которая решается подследственным лицом на основе имеющейся у него информации. Узловые вопросы, все наиболее значимое для него важно "подать" в момент его наибольшей психической активности, но с неожиданной стороны. При этом резко повышается значимость получаемой информации — происходит ее эмоциональная генерализация.

Психическим воздействием обладает последовательность вопросов следователя. В тех случаях, когда они ассоциируются с подлинными событиями, возникает впечатление широкой осведомленности следователя об этих событиях. Но даже одиночные, имеющие самостоятельное значение вопросы должны быть всесторонне осмыслены следователем как фактор психического воздействия. Различные редакции одного и того же по существу вопроса могут попасть на различную мотивационную почву подследственного лица.

Обвиняемый А. признал свое участие в групповом вооруженном нападении на Сбербанк и показал, что в совершении преступления участвовал Б., который это отрицал и требовал очной ставки с А. Будет ли А. на очной ставке говорить с Б. как с одним из участников банды? Такой уверенности у следователя не были Разрешение ситуации зависит от психологической гибкости следователя. В данном случае следователь на очной ставке избежал вопроса: "Кто участвовал в нападении на Сбербанк?", заменив другим: "Чем вы и Б. были вооружены при нападении на сбербанк?"

Все тактические приемы имеют психическое воздействие, но они не должны быть приемами насилия. Цель психического воздействия. — преодоление установок на противодействие, убеждение противодействующего лица в необходимости правдивого поведения.

Сущность психического воздействия в судопроизводстве состоит не в нагнетании страха и не в соблазнении подследственного лица необоснованными обещаниями, а в убеждении его действенными средствами в преимуществах достойного, честного поведения.

Приемы правомерного психического воздействия создают психологические условия, облегчающие противодействуют, тому лицу переход от лжи к правде. Для этого необходимо знать истинные мотивы запирательства, преодолевать сложившуюся негативную позицию личности, убеждать ее в нецелесообразности избранного поведения. При этом следователь воздействует на положительные качества личности. Унижение личности, выдвижение на передний план ее отрицательных качеств ведет к личностной конфронтации, уходу индивида от нежелательного для него общения.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Рекомендуем к прочтению:

Особенности психического развития глухих детей, имеющих другие первичные нарушения развития
У глухих нередко наблюдается нарушение вестибулярного ап­парата. Оно чаще встречается у детей с приобретенным наруше­нием слуха, чем с наследственной формой глухоты. Тяжелый вос­палительный процесс, охватывающий среднее и внутреннее ухо р ...

Регуляторы сна
Таким образом, об исполнительных механизмах трех функциональных состояний мозга – бодрствования, обычного сна и парадоксального сна – известно уже довольно много. Практически неизвестным, однако, остается биохимический механизм, управляющ ...

Проблема диагностики
В рамках программы "Здоровое поколение" в 2004 году в кабинете психотерапии проводилось диспансерное обследование и наблюдение подростков 1992 - 1993 гг. рождения. Это новое направление в работе кабинета обусловлено всё возраста ...