Психологические основы трудовых взаимоотношений

Общая психология » Психологические основы трудовых взаимоотношений

Страница 5

В структуре характера обычно выделяют две группы черт. К первой группе черт характера относятся те, в которых выражается отношение человека к действительности, к другим людям, к своей жизни и деятельности, к самому себе. Ко второй группе черт характера относятся волевые черты, определяющие умение и желание управлять своим поведением в соответствии с определёнными принципами. Неспособность управлять своим поведением проявляется в таких чертах, как упрямство, нерешительность, трусость. В зависимости от развития волевых черт характера выделяют сильные и слабые характеры.

Решающее влияние на формирование характера оказывает воспитание. Формированию черт характера в процессе воспитания способствует создание соответствующих ситуативных психических состояний. Если определённое психическое состояние возникает достаточно часто, то оно может постепенно закрепиться и стать чертой характера.

У 20-50% людей некоторые черты характера столь заострены, чрезмерно развиты в ущерб другим качествам, что происходит своеобразный "перенос" характера, акцентуация характера, в результате ухудшается взаимодействие с людьми, появляются однотипные затруднения и конфликты. Можно выделить следующие основные типы акцентуации характера:

F Гиперактивный. Человек очень энергичен, самостоятелен, стремиться к лидерству, риску, авантюрам. Такой человек хорошо себя проявляет в работе, связанной с постоянным общением. Это организаторская деятельность, служба быта, спорт, театр. Характерно частая смена профессии и места работы.

F Дистимичный. У этого типа людей наблюдается постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословность, пессимистичность. Эти люди хорошо справляются с работой, в которой не требуется широкий круг общения. При неблагоприятных условиях проявляют склонность к невротической депрессии. Эта акцентуация возникает чаще у лиц меланхолического темперамента.

F Циклоидный тип. Акцентуация характера проявляется в циклически сменяющихся периодах подъёма и спада настроения. Частые смены душевных состояний утомляют человека, делают его поведение малопредсказуемым, противоречивым, склонным к смене профессии, места работы, интересов. Этот тип характера встречается у лиц холерического темперамента.

F Эмотивный тип. Этот человек чрезмерно чувствителен, раним и глубоко переживает малейшие неприятности. Наиболее значительные результаты он достигает в сфере искусства, медицины, воспитания детей, уходе за животными и растениями.

F Демонстративный тип. Этот человек стремится быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой: слёзы, обморок, скандалы. Такого человека угнетает замкнутый круг общения, однообразная работа. Он может проявить себя в работе с постоянно меняющимися кратковременными контактами.

F Возбудимый. У этих людей повышенная раздражительность, несдержанность, возможны - льстивость, услужливость. На них хорошо воздействуют физический труд, атлетические виды спорта. Им необходимо развивать выдержку, самоконтроль. Из-за неуживчивости они часто меняют место работы.

F Застревающий. Люди с таким типом акцентуации "застревают" на своих чувствах и мыслях. Они не могут забыть обид и "сводят счёты" со своими обидчиками. Эти люди хорошо себя проявляют в работе, дающей им ощущение независимости и возможность проявить себя.

F Педантичный. У этих людей выражена занудливость в виде "переживания" подробностей, на службе они способны замучить посетителей формальными требованиями, изнуряют домашних чрезмерной аккуратностью. Для них предпочтительны профессии не связанные с большой ответственностью, "бумажная работа". Не склонны к перемене места работы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекомендуем к прочтению:

Самоактуализация личности, как проявление ее индивидуальности
У каждого человека есть тот или иной характер, более или менее разнообразные способности, каждый носит в себе множество простых и сложных ролей. Наконец, у каждого человека, даже самого примитивного, есть свой внутренний мир, свои потребн ...

Характеристика пубертатного периода
В физиологическом плане границы подросткового возраста примерно совпадают с обучением детей в 5-8 классах средней школы и охватывает возраст от 11-12 до 14-16 лет. Особое положение подросткового периода в цикле развития отражено в других ...

Страхи и тревожность, их возрастные особенности и проявления
Слово «тревога» было известно в русском языке с первой половины XVIII века и обозначало «знак к битве». Позже появилось понятие «тревожность». Единичные, т.е. не часто возникающие проявления тревоги могут перерасти в устойчивое состояние, ...