Понятие личности и значение знаний о ней в практической деятельности ОВД

Общая психология » Психология личности » Понятие личности и значение знаний о ней в практической деятельности ОВД

Страница 1

Проходя в своем развитии определенные стадии, человек постепенно становится личностью – субъектом познания и активного преобразования материального мира, общества и самого себя. С понятием личности тесно связаны понятия "человек" и "индивид", поэтому необходимо провести их четкую дифференциацию.

Человек рождается уже будучи человеком. В понятии человек утверждается генетическая предопределенность возникновения природных предпосылок для развития собственно человеческих признаков и качеств. Факт принадлежности младенца к человеческому роду фиксируется в понятии "индивид", в котором воплощена родовая принадлежность человека.

Появляясь на свет как индивид, человек обретает особое социальное качество, становится личностью. Еще в детстве индивид включается в исторически сложившуюся систему общественных отношений, которую он застает уже готовой. Дальнейшее развитие человека в обществе создает такое переплетение отношений, которое формирует его как личность.

Личностью в психологии обозначается системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде (А.В. Петровский)[1].

Таким образом, если мы признаем, что личность – это качество индивида, то мы тем самым отрицаем тождество этих понятий. Следует отметить, что тождество понятий "индивид" и "личность" отрицается всеми ведущими психологами – А.Н. Леонтьевым[2], Б.Г. Ананьевым, Б.Ф. Ломовым, С.Л. Рубинштейном и др.

Значение знаний о личности в практической деятельности ОВД, бесспорно, велико. Прежде всего, такие знания вооружают всех работников ОВД и граждан, включенных в создание и совершенствование правовой системы, достоверными юридико-психологическими знаниями, позволяющими лучше понимать юридико-психологические зависимости, а также пути влияния на них. Грамотность в вопросах психологии способствует цивилизованному профессионально-психологическому развитию личности работников юридических органов и их профессионализма. Кроме того, такие знания способствуют разработке психологически обоснованных путей повышения эффективности решения профессиональных задач, стоящих перед работниками ОВД и их специалистами, а также деятельности по укреплению правопорядка другими органами, организациями и лицами.

Важно отметить, что развитие знаний о личности шло и идет на основе запросов практики и в стремлении обеспечить достижение более высоких результатов в различных видах юридической деятельности, включая деятельность ОВД.

Поэтому и ценность знаний определяется прежде всего тем, что конкретно они дают практическим работникам, какую "прибавку" в улучшении их работы дает использование данных и рекомендаций юридической психологии.

Важно отметить, что личность может быть понята только в системе устойчивых межличностных связей, которые опосредуются содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности для каждого из участников. Данные связи проявляются в конкретных свойствах и поступках людей.

Традиционно в психологии всякой личности выделяются свойства направленности, характера, способностей и темперамента. Однако для сотрудников ОВД интерес прежде всего представляет правовая психология личности и специфические свойства, составляющие ее структуру, которые выделяются в юридической психологии.

Основные требования правомерного поведения к гражданину (и его психологии) могут быть сформулированы следующим образом. Он должен: знать законы и их требования; быть убежденным в необходимости правомерного поведения; обладать желанием вести себя правомерно; уметь вести себя правомерно; быть способным постоянно и везде соблюдать правовые требования; обладать непоколебимой устойчивостью к криминогенным соблазнам. Основа структуры правовой психологии личности, отвечающей этим требованиям, показана в Приложении 1.

Направленность личности на правомерное поведение

включает в себя ее правоориентированные побудительные силы:

§ гармонично развитые духовные и материальные потребности, отсутствие их криминогенных деформаций (алкоголизма, наркомании, клептомании, половой извращенности и др.);

§ правосознание — правовые взгляды, идеи, убеждения, идеалы справедливости, законности, равноправия, единства прав и обязанностей;

§ правомерные цели, задачи, планы, намерения в жизни, деятельности, поступках, действиях при полной неприемлемости противоправных;

§ правовые установки, выражающиеся в пристальном и устойчивом внимании и интересе к правовым вопросам жизни общества, коллектива, группы, членом которой человек является, и строго законному их решению;

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем к прочтению:

Виды профессиональных манипуляций
К наиболее распространенным профессиональным манипуляциям личностью в настоящее время можно отнести нищенство, финансовые пирамиды. Остановимся на них подробнее. Нищенство и попрошайничество можно отнести к «древнейшим профессиям». Напри ...

Инновационное образование как социокультурный феномен
Социальные инновации являются специфической областью деятельности человека, они тесно взаимодействуют с внешней средой, объективной реальностью[47]. Установление приоритета человека «целостного», думающего и чувствующего, раскрепощение л ...

Коммуникативная деятельность следователя
Деятельность следователя связана с его непосредственным взаимодействием с участниками уголовного процесса. Возможное противодействие заинтересованных лиц требует от следователя реализации определенных поведенческих стратегий, рефлективног ...