Психологические индикаторы проблем визуальной коммуникации субъекта профессиональной деятельности

Общая психология » Психологические индикаторы проблем визуальной коммуникации субъекта профессиональной деятельности

Страница 2

Исходный уровень психологического и психического здоровья, который зависит от психолого-биологического резерва личности, психологической толерантности по отношению к внешним факторам, надежности функционирования индивидуального барьера психической и психологической адаптации, стабильности конституциональных психотипологических и личностных механизмов компенсации и адаптации, обусловливает успешность профессиональной деятельности субъекта (И.В. Боев, В.И. Кривоконь, В.Ф. Гнучев, В.А. Шурупов).

Визуальная коммуникация является одним из компонентов коммуникативной компетентности, включающей еще гибкость в общении и эффективность взаимодействия с людьми (рис. 1.).

Рис.1 Структура коммуникативной компетентности.

Визуальная коммуникация демонстрирует вербальный (содержательно-смысловой уровень высказывания, культура речи) и невербальный (мимика, поза, жесты, пантомимика) имидж, паравербальные характеристики речи (тон, тембр, скорость, паузирование, модуляции голоса).

Перечисленные характеристики, вероятнее всего, определяют успешность или неуспешность формирования персонализации, то есть имиджа профессионала. Возникает актуальнейшая проблема своевременной оценки и выявления психологических индикаторов затруднений самореализации и самопрезентации в процессе визуальной коммуникации у субъекта профессиональной деятельности.

С нашей точки зрения, существующую проблему необходимо решать с учетом конституционально-континуальных психотипологических особенностей личности, учитывая иерархию низших и высших специфических свойств целостного субъекта, включенного во все многообразие реальных связей и отношений.

Не меньшую актуальность представляют собой вопросы психологической подготовки к визуальной коммуникации профессионала. Если визуальная коммуникация не соответствует реальным позитивным психологическим способностям профессионального лидера, то общество, субпопуляция отвергнет предлагаемого лидера, несмотря на вероятностный коллективный профессиональный успех, без которого у большинства сограждан социальные перспективы значительно ограничиваются.

Представители различных элит нашего общества – политической, экономической, административной, военной, научной, бизнес-элиты живут и работают в той же социально-экологической среде обитания, что и представители основной популяции, испытывая непрерывный поток преимущественно негативных информационных воздействий. Информационно-стрессовые социальные факторы, взаимодействуя с психотипологической структурой личности представителей элит, вероятнее всего, нарушают оптимальную субъект-субъектную и субъект-объектную деятельность, искажая относительно гармоничные межличностные взаимоотношения, дестабилизируя психолого-акмеологические механизмы социального «дозревания» личности (К.А. Абульханова–Славская, И.В. Боев, Б.С. Братусь, А.А. Деркач, А.И. Донцов, А.Л. Журавлев, Е.В. Журавлева, В.И. Кривоконь).

Результаты наших исследований основаны на эмпирическом и психологическом обследовании 220 кадровых сотрудников государственных организаций, заводов, финансовых корпораций регионального и муниципального уровня в период с 2001 по 2004 год. Возраст испытуемых - от 35 до 55 лет. В состав испытуемых нами были отнесены: начальники отделов государственных организаций, руководители комитетов, помощники, заместители, главные специалисты.

Методики исследования: оценка уровня невротизации и психопатизации (Е.В. Бажин с соавт. 1976, И.Б. Ласко, 1980), личностный опросник Айзенка, шкала тревоги Тейлор, клинический опросник для выявления и оценки невротического состояния (К.К. Яхин, Д.А. Менделевич, 1978), тест фрустрационной толерантности Розенцвейга, тест антиципационной состоятельности (ТАСС - В.Д. Менделевич, 1999). Все полученные данные были подвергнуты математической непараметрической обработке – дискриминантному анализу (С.Ф. Ступак, И.В. Боев, 1979). С целью подтверждения сравнительной эффективности методов психологической подготовки использовались: опросник Т.П. Зинченко для формирования психологического эталона специальности (должности) – ПЭС (по материалам А.А. Фрумкин, А.Н. Доценко) и адаптированный вариант технологии «Центра оценки персонала», предложенный Т.Ю. Базаровым и Е.А. Аксеновой (2005).

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуем к прочтению:

Характеристика психического развития глухих детей в школьном возрасте
К семи годам, т.е. ко времени поступления в школу, глухие дети при благоприятных условиях обучения и развития овладе­вают речью настолько, что могут выражать свои мысли и жела­ния, пользуясь простыми распространенными предложениями, содер ...

Структурные компоненты профотбора
Проблема жизненных миров была и остается одной из актуальных проблем психологии XXI века. В этой связи эмпирическая часть нашего психологического исследования зиждется на выделении типа жизненного мира, присущего каждому индивиду. В рамка ...

Психология массовой коммуникации
Многие концепции психологического времени (Головаха Е.И, Кроник А.А, Абульханова К.А., Березина Т.Н., Бюлер Ш.) объединяет постулирование связи психологического времени с самореализацией человека в процессе жизни. Таким образом, важными ф ...