Особенности развития морального самосознания в подростковом возрасте
Мораль — это «нравственные нормы поведения, отношения с людьми, а также сама нравственность» [24, с. 365].
Вообще в большинстве учений нравственность отождествляется с моралью. В зарубежной психологии морали вопрос о существовании «нравственной позиции человека» нравственного поступка, нравственного сознания и т.п. вообще не возникает: западные психологи употребляют такие понятия как «моральное познание», «моральный поступок», «моральная личность».
Но, не смотря на это В.В. Знаков считает, что нужно различать мораль как форму общественного сознания (систему норм, требования к правилам поведения и межличностных отношений, предъявляемых человеку обществом) и нравственность как характеристику психологической структуры личности (отвергающей или принимающей эти требования, осознающей их необходимость и испытывающей внутреннюю потребность в исполнении моральных норм, следовании им) [14].
Таким образом, в данной работе мы так же будем различать мораль и нравственность. Под моралью мы будем понимать «подсистему ценностных ориентаций личности» [1, с. 34] на систему норм, требования к правилам поведения и межличностных отношений, предъявляемых человеку обществом. Под нравственностью, – характеристику психологической структуры личности отвергающей или принимающей требования общества, осознающей их необходимость и испытывающей внутреннюю потребность в исполнении моральных норм, следовании им.
Следовательно, моральное самосознание можно определить как процесс осознанного отношения человека к самому себе, выражающегося в самооценивании данного отношения и регуляции на его основе действий и поведения с учетом системы норм, требований к правилам поведения и межличностным отношениям, предъявляемых человеку обществом. А нравственное самосознание определяется как интегративное личностное образование, проявляющееся в процессе осознания, оценки и регуляции человеком своих действий, мыслей, чувств, морального облика, на основе соотнесения их с нравственными требованиями и ценностями социума.
Моральное сознание, моральное самосознание формируется поэтапно, и в «каждом возрастном периоде действуют свои психологические механизмы и закономерности» [10, с. 174]. Изучением психологических механизмов и закономерностей самосознания, морального самосознания в подростковом возрасте занимались такие ученые как: Л.И. Божович, М.И. Боришевский, Л.С. Выготский, Л. Колберг, В.А. Крутецкий, Ж. Пиаже, А.А. Хвостов и др.
В нашей работе мы не стремимся рассмотреть все имеющиеся концепции исследования данного вопроса в отечественной и зарубежной психологии. Поэтому остановимся лишь на наиболее влиятельных, на наш взгляд, помогающих увидеть современное состояние проблемы и тенденции ее развития.
«Большое влияние на формирование психологии морали в зарубежной психологии, предметом которой является изучение совокупности проблем нравственного развития личности, ее нравственного самосознания и поведения и характерной чертой которой выступает своеобразный синтез эмпирической психологии, прикладной этики и практической педагогики, оказала теория когнитивного развития Ж. Пиаже.
Основной темой его исследований явились вопросы, связанные с формированием познавательных способностей ребенка и влиянием их на поведение.
Рекомендуем к прочтению:
Понятие агрессивности и агрессии, основные
теоретические подходы
В психологии термин "агрессия" трактуется по-разному. Многие авторы исследования агрессивности предпочитают ей давать негативную оценку. Но также существует и точка зрения на агрессию с позитивной стороны.
Выделим основные опре ...
Электромагнитное поле мозга
Мощным толчком к изучению природы сна стали первые опыты немецкого врача Бергера по регистрации электромагнитных волн мозга. В двадцатых годах прошлого века он исследовал мозг бодрствующего человека и стал первооткрывателем альфа-ритма эл ...
Самоотношение личности. Содержательные характеристики самоотношения
Рассмотрев, что личность не является субстанциональным образованием, и модус ее существования определяется включенностью в социальные отношения и способностью самому устанавливать отношения к внешнему миру и к себе. Несубстанциональность ...

