Особенности развития морального самосознания в подростковом возрасте

Общая психология » Психологические особенности морального самосознания в подростковом возрасте » Особенности развития морального самосознания в подростковом возрасте

Страница 5

Противопоставление «внешнего» и «внутреннего» можно снять, если подойти к изучаемому явлению с диалектико-материалистической позиции. Этот подход позволяет рассматривать в единстве «внешнее» и «внутреннее», социальное и индивидуальное, физиологическое и психическое

Итак, моральное сознание как сложный феномен содержит в себе социальное и индивидуальное, это, позволяет сказать о существование «одного в другом». Именно поэтому рассмотрение данного феномена возможно лишь при опоре на диалектико-материалистическую методологию.

Принцип структурности» предполагает рассматривать изучаемое явление как определенную систему взаимосвязанных компонентов, позволяет проникнуть вовнутрь изучаемого нами феномена, увидеть его активизирующие и регулирующие механизмы, его внутреннее строение.

Принцип целостности можно охарактеризовать как своеобразное обобщение, трансформацию категорий «часть» и «целое», законов их взаимодействия.

Целое является синтезом частей, причем синтез таков, что у целого появляются свойства качественно нового типа по сравнению с частями его составляющими. В этом смысле понятия «часть» и «целое» отражают качественную разнородность явлений и внутреннюю дифференциацию объектов, последнее предполагает деление их на элементные (части) и составные (целое), а также разграничение на простое и сложное.

Принцип системности давно получил выражение в трудах многих психологов: в культурно-исторической концепции Л.С. Выготского в «физиологии активности» Н.А. Бернштейна, а также в работах С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева и других психологов.

Применение системного подхода позволит нам выявить этапность в развитии и изменении данного явления, раскрыть его сущность, структуру, то есть внутреннюю организацию, взаимосвязь компонентов, его функции, активность, жизнедеятельность, равно как и функции, составляющих нравственное сознание элементов. Установив при этом, как эти последние «работают» на общие функции; его интегративные, системные факторы, механизмы, обеспечивающие целостность системы, ее совершенствование и развитие; его взаимодействие с внешней средой, в том числе связь с более обширным целым (общественным сознанием), его историю, начало и источник возникновения, становления, тенденции и перспективы развития.

Принцип связи сознания и деятельности, еще в 30-х годах отечественный психолог С.Л. Рубинштейн выразил мысль о единстве психики, сознания и деятельности. «Деятельность и сознание, – писал он, образуют органическое целое, не тождество, но единство» [30, с. 636].

Теснейшая связь сознания и деятельности вытекает, во-первых, из того обстоятельства, что главная функция сознания состоит в том, чтобы дать индивидууму возможность взаимоотношений с миром на основе его деятельности; во-вторых, из того обстоятельства, что деятельность всегда является активностью личности; в-третьих, компоненты сознательной регуляции деятельности развиваются только в процессе активных взаимодействий между человеком и миром, причем ход этого развития определяется качеством деятельности, которая, в свою очередь, детерминируется внутренними и внешними условиями взаимодействия.

В результате деятельностного подхода явления в морали рассматриваются как продукты человеческой деятельности, а последняя становится объектом анализа, так как установлена зависимость структуры сознания от структуры деятельности. Через деятельность реализуются нравственные качества личности, и одновременно осуществляется форма связи ее с обществом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Рекомендуем к прочтению:

Влияние означающего на означаемое
Влияние означающего на означаемое рассматривается в работах постфрейдистского направления; основой данного исследования стали труды Жака Лакана. По Ж. Лакану, суть означаемого – это явление, суть означающего – это обозначение явления чере ...

Эффекты массовой коммуникации - исследования, периодизация и типология
Основной эффект от воздействия средств массовой информации - изменение поведения аудитории от воздействия СМИ. Изменение поведения аудитории должно быть согласовано с заранее поставленными целями. Под эффектом понимается некий отклик. Ком ...

Психологические особенности ценностных ориентаций девочек и мальчиков подросткового возраста
Динамика общественного переустройства, формирование новой системы экономических отношений тесно сопряжены с коренной переоценкой всей совокупности ценностей. В этой связи актуализируется потребность возвышения самоценности личности, индив ...