Особенности развития морального самосознания в подростковом возрасте

Общая психология » Психологические особенности морального самосознания в подростковом возрасте » Особенности развития морального самосознания в подростковом возрасте

Страница 2

Ж. Пиаже выделяет три стадии морального мышления детей школьного возраста: «морального реализма» (10-11 лет), «моральной кооперации» (подростковый возраст), «морального равенства» (юношество и взросление). Теория когнитивного развития исходит из того, что люди различаются не только по объему своих моральных знаний и по пониманию моральных принципов, но и по типу рассуждений, сопровождающих действия и оценки. Отсюда делается утверждение о важности моральных знаний и убеждений для поведения людей, начиная с детского возраста.

Наиболее полно теория когнитивного развития получила отражение у последователя Ж. Пиаже, американского психолога Л. Колберга, основная цель которого заключалась в выяснении вопроса, что такое нравственное развитие личности и как оно достигается, исходя из параллелизма логической и моральной стадий развития личности.

Рассматривая нравственное развитие человека, Л. Колберг выстраивает целую систему, в которой выделяет такие уровни как «доморальный», «конвенциальной морали» и «автономной морали», в каждом из которых, ради получения взамен благ, поощрений, в свою очередь, он предусматривает определенные стадии развития.

Так, «доморальный уровень» представлен следующими стадиями: нулевой – «хорошо то, что я хочу, и что мне нравится»; первой – послушание из страха быть наказанным; второй – характеризующейся гедонизмом, послушанием.

Уровень «конвенциальной морали» представлен третьей стадией, на которой ребенку свойственна ориентация на мнение значимых для него людей, имеет место конформность; и четвертой стадией, для которой типична ориентация на поддержание установленных правил и форм поведения.

Уровень «автономной морали» является самым высоким. Он связан с внутриличностным подходом к решению моральных проблем. Этот уровень включает пятую стадию, представленную позицией «А», для которой характерны утилитаризм и суждение о морали как результате общественного договора; и позицией «В», связанной с ориентацией на высший закон и собственную совесть; а также шестую стадию, характеризующуюся ориентацией личности на универсальные этические принципы, соблюдение которых обусловлено совестью личности.

Вершиной уровня «автономной морали», является седьмая стадия, где моральные ценности отражают философский смысл, и человек сам может генерировать их. На эту стадию, – замечает Л. Колберг, – поднимаются немногие личности. Данная стадия не типичная и не имеет всеобщего характера.

Теория Л. Колберга имеет важное, на наш взгляд, значение для исследования нашей проблемы. Во-первых, ученый рассматривает мораль как особый специальный феномен; во-вторых, эта теория имеет ярко выраженную практическую направленность: в ней представлена развернутая характеристика нравственных качеств личности, знание которых полезно при выборе дифференцирующих методов воспитательного воздействия; в-третьих, в названной теории акцентируется внимание на вопросе критериев нравственного (что считать правильным и неправильным, нравственным и безнравственным).

В то же время данная теория, по нашему мнению, имеет ряд ограничений. Во-первых, ее представители исходят из методологически несостоятельного определения самого понятия «мораль». Во-вторых, в рассматриваемой нами теории наблюдается разрыв между стадиями и уровнями нравственного развития личности и ее реальным поведением, ибо здесь каждый человек является лишь «моральным философом», т.е. только рассуждает о моральных проблемах, рефлексирует их, но не действует. Мораль при этом, – остается абстрактной теоретической конструкцией, которой сознание личности овладевает на уровне когнитивного рассуждения, а поведение оказывается подчиненным не законам морали, а своим собственным законам. В-третьих, в этой теории не дается ответа, что является источником, причиной перехода от одной стадии нравственного развития к другой, не вскрываются психологические механизмы этого процесса. В-четвертых, следует отметить, что один и тот же уровень нравственного развития может быть у личностей с разным уровнем интеллекта и, наоборот, один и тот же уровень интеллектуального развития наблюдается у лиц с различным уровнем нравственности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Рекомендуем к прочтению:

Сон родился в тепле
Считается, что сон появился вместе с терморегуляцией. Большая часть млекопитающих приспособилась к жизни путем организации терморегуляции (некоторые исследователи связывают это с великим оледенением). В отличие от холоднокровных животн ...

Бихевиористический подход к организации обучения и воспитания
В обл-ти восп-ия б/х проявил себя в конц-ции модиф-ции пов-ия. Мод-ция пов-ия (в шир-ом смысле) – это вся сово-сть мет-ов, направ-ых на изм-ние пов-ия лич-сти (это мет-ды псих-го воздей-ия, приме-ние спец-их преп-тов). Мод-ия пов-ия (в уз ...

Методология психологии
Задачи социальной психологии: 1) исследование проблем социальной психологии, которые взаимодействуют с другими науками; 2) необходимость пересмотра социально-психологических проблем в связи с произошедшими социальными изменениями в наше ...