Системный подход в изучении ответственности
3. Феномен родительства одновременно предстает в нескольких планах, разные стороны которых раскрывают сложную структуру его организации. Анализ и описание родительства должны охватывать все планы презентации феномена. Прежде всего, это план индивидуально-личностных особенностей женщины либо мужчины, влияющих на родительство. Следующий план охватывает обоих супругов в единстве их ценностных ориентации, родительских позиций, чувств и т.д., то есть анализируется родительство по отношению к семейной системе. Третий план фиксирует родительство во взаимосвязи с родительскими семьями. Наконец, четвертый план раскрывает родительство по отношению к системе общества.
4. Факторы, влияющие на формирование родительства, иерархически организованы и представлены на нескольких уровнях: макроуровень — уровень общества, мезоуровень — уровень родительской семьи, микроуровень — уровень собственной семьи и, наконец, уровень конкретной личности. Нами будут рассмотрены первые три уровня.
5. Феномен родительства — явление динамическое, включающее процесс становления и развития.
Для осмысления родительства как особого психологического явления исследователями используется феноменологический подход. Он представляет собой интуитивное раскрытие сущности явления (предмета), которое идентично его данности, то есть является достоверным. Феномен в психологии — общее понятие, относящееся к предметам и явлениям объективной или субъективной реальности, познаваемой и познанной [15].
Феноменологическая практика базируется на четырех основных принципах: понимания, «эпохе», беспристрастности и точности. Применительно к феномену родительства Р.В. Овчарова принципы трактуют следующим образом [Там же].
1. Принцип понимания, как уже было сказано выше, противопоставляется принципу объяснения. Он требует учитывать влияние субъективного фактора, определяющего переживания и поведение человека, и на основе этого понимания делать общие выводы. Этот принцип предполагает лишь глубокое проникновение в суть феномена, рассуждение, а не однозначное объяснение наблюдаемых явлений.
2. Принцип «эпохе», или принцип воздержания от суждений. Суть его заключается в том, чтобы во время феноменологического исследования абстрагироваться от привычных стереотипов и шаблонов, не пытаться приписать наблюдаемые проявления феномена определенным стандартам, а стараться лишь вчувствоваться. То есть, исследуя феномен родительства, мы можем предполагать многовариантность того или иного явления, проявления феномена, а не выводить категоричные суждения.
3. Принцип беспристрастности и точности описания требует исключить влияние субъективного опыта исследователя, морально нравственных установок и прочих оценочных категорий. Точность описания требует тщательности в подборе слов и терминов для передачи смысла наблюдаемого феномена родительства.
4.Принцип контекстуальности подразумевает, что феномен родительства не существует изолированно, а является составляющей частью общего восприятия и понимания человеком окружающего мира и себя. Кроме того, необходимо принимать во внимание историческо-культурную контекстуальность.
Как сложный психологический феномен родительство имеет определенную структуру. Компонентная структура является одной из ведущих характеристик в контексте системного анализа. Принципиальным связующим компонентом между свойствами целого объекта и свойствами его частей, как компонентов системы, выступает комплексное взаимодействие компонентов [15].
Авторы считают, что употребление термина «комплексное» подразумевает наличие определенной структуры взаимодействия, причем под структурой здесь понимается совокупность межкомпонентных функциональных связей, которые объединяют компоненты в единое целое.
Рекомендуем к прочтению:
История изучения синдрома гиперактивности
История изучения этого заболевания - недлинный, но насыщенный фактами период, составляющий около 150 лет. Впервые описал чрезвычайно подвижного ребенка, который ни секунды не мог спокойно усидеть на стуле, немецкий врач-психоневролог Генр ...
Барьеры в системно-динамической модели деятельности
Особая роль понятию барьеров отводится в системно- динамической модели деятельности, разработанной Р.Х. Шакуровым. Он предлагает рассматривать отношения человека с миром как ."активную форму взаимодействия, направленного прежде всего ...
Возрастная психология
Возрастная психология — раздел психологии, где изучается онтогенетическое развитие психики, его качественные этапы и закономерности перехода от одного этапа к другому. Каждый возрастной этап характеризуется теми специфически возрастными з ...

