Сущность теории развития пространственного анализа и синтеза у детей с психомоторными недостатками развития

Общая психология » Психологические условия коррекции нарушений пространственного анализа и синтеза у детей с психомоторными недостатками при помощи физических упражнений » Сущность теории развития пространственного анализа и синтеза у детей с психомоторными недостатками развития

Страница 5

Опыт работы педагогов и психологов показывает, что у учащихся с сохранными возможностями интеллектуального развития и в начале обучения нередко выявляются определенные труд­ности в усвоения письма, чтения, счета. Нередко наблюдаются зер­кальность письма, оптические замены букв, пропуски букв и слогов, акустические и другие ошибки. В процессе обучения в адекват­ных для ребенка условиях число этих ошибок уменьшается, что дает основание предполагать, что в основе указанных затруднений большое место занимает несформированность функций пространственного анализа и синтеза, межсенсорных свя­зей акустического и двигательно-кинестетического анализаторов.Тяжесть недостатков внимания и памяти часто коррелирует со степенью выраженности патологически усиленных позно-тоническнх рефлексов и недостаточности зрительно-моторной коор­динации. Эти нарушения особенно заметны у детей с гиперкинетической формой церебрального паралича, когда имеет место по­ражение подкорковых структур головного мозга.

Для детей с церебральным параличом характерны также нару­шения формирования эмоционально-волевой сферы и поведения, которые особенно выражены при гиперкинетической и атониче­ски-астатической формах ДЦП.

Кроме повышенной эмоциональной возбудимости могут на­блюдаться состояния полного безразличия, равнодушия, безуча­стности (апатико-абулический синдром). Этот синдром, так же как и радостное, приподнятое настроение со снижением критики (эйфория), отмечается при поражениях лобных долей мозга. Воз­можны и другие эмоционально-волевые нарушения: слабость во­левого усилия, несамостоятельность, повышенная внушаемость, возникновение катастрофических реакций при так называемых фрустрационных ситуациях. Фобический синдром, или синдром страхов, характерен для многих детей с церебральным параличом. Повышенная впечатлительность в сочетании с эмоциональной возбудимостью и аффективной инертностью создает благоприятный фон для возникно­вения невроза страха. Эмоциональные нарушения с соматовегетативными расстрой­ствами являются у детей с церебральным параличом благоприят­ной почвой для возникновения истероформных реакций. Такие реакции обычно провоцируются обидой или неудовлетворенны­ми требованиями и желаниями ребенка, сопровождаются бурны­ми проявлениями — падением на пол, криком, агрессивностью по отношению к окружающим, соматовегетативными нарушени­ями. При неправильном воспитании эти реакции закрепляются и приобретают условно-рефлекторный, привычный характер. Став привычными формами поведения, они могут составить основу для формирования патологического характера.

Известно, что первично при ДЦП нарушается моторика. В деятельности двигательного анализатора важным является не только производство различных движений, но и создание следо­вого образа этих движений. На основе моторной памяти необхо­димые движения воспроизводятся и автоматизируются. По мне­нию К.А.Семеновой (1979), существенную роль в нарушении развития моторики при ДЦП играет то, что у этих детей с задержкой и искаженно развивается схема тела, схемы его положения и дви­жений вследствие недоразвития процессов пространственного восприятия. По мнению некоторых исследователей, в структуре пространст­венных представлений следует выделять два принципиально различ­ных аспекта: Один связан с сенсорной основой образа, его "чувственной тканью", другой - с операциями, которые составляют структуру образа и по происхождению являются свернутыми интериоризованными действиями (Э.Ш. Арапетянц, Б.Г. Ананьев, 1966 с.3-10). Подход, согласно которому изучение формирования образа невозможно без исследования си­стемы операции, которые данный образ предполагает, был с успехом использован в практике программированного обучения (Н.Ф. Талызина, 1975).

Процессы пространственного восприятия и представлений уже на ранних этапах онтогенеза обладают полимодальной природой. Объединение тактильного, слухового и зрительного "пространства" происходит уже на первом году жизни (Т. Бауэр, 1979). Полимодальная природа пространственных представлений и необходимость при любом процессе отображения пространства, будь-то пространственное восприятие или пространственные представле­ния, сохранности способности к "симультанному обозрению" элемен­тов, определяют тот факт, что расстройства как элементарных форм отображения пространства (зрительной перцепции), так и его более сложных форм (простронственных представлений и пространственного мышления) наблюдаются с наибольшей частотой и степенью выражен­ности при поранении третичных зон задних отделов мозга, располо­женных на стыке теменных, височных и затылочных систем. Именно эти отделы мозга ответственны за осуществление "симулътанных синтезов" как внутри одного анализатора, так и в осуществлении межмодальных синтезов и связей (А.Р. Лурия,1948). Расстройства пространственных синтезов, возникающие при по­ражениях этих отделов полушарий головного мозга, охватывают зри­тельное, тактильное и слуховое восприятие, проявляясь, по дан­ным А.Р.Лурия (2000), наиболее отчетливо в сфере пространственных пред­ставлений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекомендуем к прочтению:

Саморегуляция. Методы саморегуляции
Овладение педагогической профессией связано не только с развитием личности учителя, его способностей, умений, навыков помогающих успешно выполнять работу, но и с умением бороться с негативными последствиями, такими как нарушение самочувст ...

Характер детско-взрослых отношений
В отрочестве отношения с родителями, учителями и другими взрослыми складываются под влиянием возникающего чувства взрослости. Многие психологи считают важнейшим психологическим новообразованием подросткового возраста специфическое чувство ...

Исторический экскурс
Учение св.Троицы получило своё окончательное оформление на II Вселенском соборе в Константинополе в 381 году. Но впервые термин «троица» употребил епископ Феофил в 168 году н.э. Создание подобного догмата являлось неизбежностью, так как в ...