Сущность теории развития пространственного анализа и синтеза у детей с психомоторными недостатками развития

Общая психология » Психологические условия коррекции нарушений пространственного анализа и синтеза у детей с психомоторными недостатками при помощи физических упражнений » Сущность теории развития пространственного анализа и синтеза у детей с психомоторными недостатками развития

Страница 1

Детский церебральный паралич

это заболевание объединяет ряд синдромов, которые возникают в связи с повреждением мозга, перенесенного в пренатальном периоде или в периоде незавершенного процесса формирования основных структур и механизмов мозга, что обуславливает сложную сочетанную структуру неврологических и психических расстройств. Наблюдается не только замедленный темп психического развития в целом, но и неравномерный, диспропорциональный характер формирования отдельных психических функций. [Калижнюк Е.С.1987]. Ранний органический дефект центральной нервной системы, составляющий основу детского церебрального паралича, обуславливает сложное сочетание двигательных и психических недостатков, что и составляет специфическую структуру психического дизонтогенсза при этом заболевании. В структуре и двигательных, и психических нарушений наблюдается своеобразная взаимосвязь симптомокомплсксов, обусловленных как задержкой созревания тех или иных психомоторных функции, в первую очередь наиболее поздно формирую­щихся в нормальном онтогенезе, так и проявлениями повреждения центральной нервной системы. Это обуславливает формирование сложного дизонтогенетическго симптомокомплекса, обуславливающего своеобразие психомоторного развития при ДЦП. Теоретическое исследование показало, что особенностью формирования моторных и психических функций при ДЦП является не только их более замедленный темп, но своеобразная диспропорциональность, асинхронность созревания с появлением вторичных компенсаторных и гиперкомпенсаторных, часто патологических симптомокомплексов. Так, например, структура двигательного и речедвигательного дефекта при многих формах детского церебрального паралича характеризуется неравномерностью с наличием вторичной как адекватной, так и патологической компенсации, что приводит к формированию стойких порочных поз и положений конечностей, нарушенной осанки и патологических речедвигательных стереотипов. Психическое развитие ребенка с ДЦП подчиняется тем зако­номерностям, которые были обнаружены в специальной психо­логии. Одним из важнейших положений в рассмотрении этих закономерностей является учение Л.С.Выготского (1960) о соотноше­нии общего, особенного и специфического. Превалирующим компонентом в развитии является общий, поэтому при анализе психологического состояния ребенка необходимо, в первую оче­редь, иметь в виду возрастные особенности дошкольников. Когда мы рассматриваем особенное в развитии ребенка с ДЦП,

то должны учитывать положение о соотношении первичных и вто­ричных отклонений в развитии. Специфические компоненты оп­ределяются непосредственно патологией ДЦП.

В специальной литературе и на практике встречаются значи­тельные расхождения в оценке возможностей психического раз­вития детей с ДЦП. Эти расхождения обычно связаны с разными подходами к характеризуемому контингенту детей. Такие подхо­ды можно обозначить как реальный и идеальный.При реальном подходе рассматриваются психологические особенности какой-либо группы детей, находившейся в поле зре­ния автора. При этом учитываются все психологические особен­ности детей независимо от того, обусловлены они ДЦП либо же другими факторами. Такой подход, несомненно, важен для прак­тической работы, т. к. он позволяет представить, с какими детьми приходится иметь дело специалистам, но в рамках этого подхода трудно делать правильные умозаключения о взаимосвязи и взаи­мозависимости тех или иных нарушений. Дело в том, что дети, подвергавшиеся действию вредоносных факторов на ранних этапах внутриутробного развития, да и любые дети с органическими поражениями центральной нервной системы, часто имеют несколько патологий. Так, например, ре­бенок с диффузным поражением коры головного мозга может иметь и ДЦП, и олигофрению, но это не означает, что умствен­ная отсталость является следствием или симптомом ДЦП. При идеальном подходе рассматриваются дети с ДЦП без какой-либо иной патологии психического развития. К сожале­нию, такой подход еще не приобрел популярности в отечествен­ной науке в связи с трудностью отбора контингента.

Теоретически можно представить два сценария психического развития при ДЦП, не осложненном иной первичной патологией психического развития. Опираясь на научные данные, можно определить, что первич­ными расстройствами при этой патологии являются моторные, а вторичными — сенсорные, т. к. они непосредственно связаны с моторикой. Уже на первом году жизни развитие восприятия задерживается. Это приводит к отставанию в развитии вербаль­ного интеллекта. Таким образом, ДЦП может быть причиной общего психического недоразвития. И в соответствии с этой ли­нией рассуждений, чем сильнее выражены двигательные наруше­ния у ребенка, тем более глубоким должно быть психическое недоразвитие.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекомендуем к прочтению:

Направленность личности
В основе направленности личности лежат потребности – это главный источник активности человека. Для того чтобы жить и действовать в окружающем мире, человек должен удовлетворять различные потребности: в пище, воде, воздухе, движениях. В пс ...

Особенности развития гиперактивных детей
Гиперактивные дети – это дети, которым трудно долго сидеть на одном месте, молчать, подчиняться инструкциям. Они создают дополнительные трудности в работе воспитателям и учителям, потому что очень подвижны, вспыльчивы, раздражительны и бе ...

Описание целей и метода исследования
Для уточнения и раскрытия содержания внутрисемейных отношений разработаны и эффективно используются многочисленные психологические методики, описывающие родительское поведение с точки зрения самих родителей. Однако следует помнить, что де ...