Сущность теории развития пространственного анализа и синтеза у детей с психомоторными недостатками развития

Общая психология » Психологические условия коррекции нарушений пространственного анализа и синтеза у детей с психомоторными недостатками при помощи физических упражнений » Сущность теории развития пространственного анализа и синтеза у детей с психомоторными недостатками развития

Страница 6

По данным Г.Ф.Городецкой (1987) нарушения различных видов чувствительности имеют место у 80% детей. К.А. Семенова (1999) пишет, что у детей с атонически-астатической формой, со спастической диплегией и с двойной гемиплегией может наблюдаться искаженное восприятие собственных движе­ний. Например, движение пальца по прямой может ощущаться как движение по окружности. Движение вправо может ощущать­ся как движение влево. Зрительные или слуховые раздражители подавляют кинестетические. Так, если при пассивном обведении пальцем квадрата ребенок смотрит на треугольник, ему кажется, что он обводит треугольник. Если при пассивном обведении квадрата ребенку говорят «круг», ему кажется, что он обводит круг. Такая слабость кинестезии характерна и для здоровых детей до 3—4-летнего возраста, но при ДЦП она более выражена

и может сохраняться на протяжении всей жизни. Осязательное восприятие также неполноценно: по данным Л.А. Даниловой у многих детей имеет место астереогноз. Исследователи отмечают снижение слуха в 6—23% случаев, а у детей с гиперкинетической формой ~ в 60% случаев.

Часто встречаются разнообразные нарушения зрения. По дан­ным Хендерсон 8% детей с ДЦП — слепые, 6% — слабовидящие. У 13% детей наблюдается нистагм, у 9% — атрофия зрительных нервов, у 6% — аномалии сетчатки. В целом снижение остроты зрения выявляется у 32—51% детей. Нарушения функции глазодвигательного аппарата, т.е. рас­стройства аккомодации и конвергенции отмечаются у 50—70% детей. Ограничение поля зрения наблюдается у 25,5—40,5% детей. Специфическими для детей с ДЦП являются нарушения фиксации взора и прослеживания. Э.Л. Басова при исследовании двухлетних детей с ДЦП вы­явила косоглазие у 31,4%, нистагм — у 17,5%, нарушение по­движности глазных яблок — у 21%, нарушение конвергенции — у 46%, нарушение прослеживания — у 48,8%, анизокорию (раз­ный размер зрачков при реакции на свет) — у 42,1%. Нарушения на глазном дне — у 19,4%.

Большинство специалистов отмечают у дошкольников недо­развитие зрительно-пространственного восприятия, трудности зрительной дифференциации по цвету, форме, величине. В целом для детей с ДЦП характерны более поздние сроки становления сенсорных функций. Типична недостаточная обоб­щенность восприятия, нечеткость образов, представлений. Зри­тельное и слуховое восприятие позже развивается также в силу того, что они, как дистантные формы восприятия, настраиваются в соответствии с контактным — тактильным восприятием, а так­тильное восприятие существенно отстает в развитии при ДЦП.

Таким образом, анализ литературы показывает, что наряду с выраженными физическими недостатками у детей с ДЦП значительное место занимают нарушения развития психических функций, характерно выражающиеся в нарушениях наглядно-образного мышления, памяти, процессов восприятия и др.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Рекомендуем к прочтению:

Виды компетенций
В странах Европейского союза особое место отводится понятиям «ключевые компетенции» и «ключевые квалификации». Они представляют собой основные образовательные конструкты, основные критерии качества образования в странах. На основе анализа ...

Особенности групповых динамических процессов в семьях военнослужащих
Внимание со стороны государства, уделяемое социальным проблемам семей военнослужащих (обеспечение жильем, правовые гарантии, денежные выплаты и компенсации и т.д.), должно способствовать уменьшению психологических проблем в этих семьях, т ...

Формы девиантного поведения
К основным формам девиантного поведения в современных условиях можно отнести преступность, алкоголизм, наркоманию, суицид. Каждая форма девиации имеет свою специфику. Преступность . Изучение проблем преступности выявляет большое количест ...