Личность и коллектив

Страница 3

А.С. Макаренко выделяет и такую характеристику стиля, как соблюдение норм поведения и эстетику коллектива: «Я не представляю себе коллектива, в котором ребёнку хотелось бы жить, которым он гордился бы, не представляю себе такого коллектива некрасивым с внешней стороны. А как раз мы, педагоги, очень часто страдаем некоторым нигилизмом по отношению к эстетике . Приходя к эстетике как к результату стиля, как показателю стиля, мы эту эстетику потом начинаем рассматривать и как фактор, сам по себе воспитывающий».

Таким образом, важнейшие признаки благоприятного психологического климата по Макаренко:

мажор как отношение к жизни, чувство собственного достоинства, гордость за свой коллектив, защищённость личности, способность к ориентировке и торможению, соблюдение внешних норм поведения, эстетика коллектива.

Исследователи выделяют и такие признаки, как доброжелательность, свобода «Я», работоспособность, инициативность, ответственность, мобильность и др. Опираясь на знание признаков благоприятного и неблагоприятного климата, учитель может провести диагностику климата в своём классе, школе, кружке и т.п. Наиболее удобна методика «полярные профили». Её варианты были предложены Ф. Фидаером, Ю.Л. Ханиным, А.Н. Лутошкиным [11] и др.

Часто у учителей возникает вопрос: что означает оценка климата как благоприятного? Всегда радостное настроение? Всегда смех и шутки? Всегда удачи? Главный критерий «благоприятности» климата - позитивное развитие личности. В соответствии с этим критерием неблагоприятный климат - тот, который тормозит, препятствует развитию личности.

Приведу два наблюдения автора за поведением учеников в классах с различным климатом.

Урок математики. Учитель закончил доказательство теоремы, и один из учеников, растерянно глядя на доску, проговорил: «Я что-то не понял, как из формулы (1) мы получили формулу (2)». Ему вторят несколько голосов: «И я не понял». Учитель снова показывает ход доказательства. Вадим Д. говорит: «А я могу доказать эту теорему другим способом. И более коротким». Учитель поддерживает инициативу: «Это интересно. Пройди к доске и покажи свой вариант». Однако доказательство вторым способом не клеится, Вадим допускает ошибки, но в классе не слышно издёвок, насмешек. Все работают - идёт поиск истины. Звенит звонок, учитель прекращает диктовать условие новой задачи, но школьники возражают: «Нет, давайте допишем». За дверью нарастает гул перемены, а в классе все спокойно заканчивают работу.

Такие рядовые «картины школьной жизни» можно наблюдать лишь в классе, где ученики не боятся проявить себя, задать вопрос учителю, не рискуя быть осмеянными в случае ошибки, где сформировано ценностное отношение к делу, истине, человеку, т.е. в классе с благоприятным психологическим климатом. Теперь пример из жизни другого класса.

Урок зоологии. Дети работают над темой «Перепончатокрылые». У доски Денис отвечает домашнее задание. Он рассказывает о пчёлах увлечённо, с настроением, но допускает неточности, ошибки, кроме того, мальчик косноязычен. На дополнительные вопросы преподавателя отвечает путано. Учительница подводит итог: «Я думала, что ты больше знаешь о пчёлах», и предлагает другим ученикам в классе оценить прозвучавший ответ.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Рекомендуем к прочтению:

Причины и механизмы нарушения поведения
Как правило, девианты – это люди с неадекватной социализацией, т.е. те, кто недостаточно усвоил ценности и социальные нормы общества, особенно – в детском и подростковом возрасте. Причины девиантного поведения определяются неоднозначно. ...

История развития учения о стрессе
Термин "стресс" был введен Гансом Селье в 1929 году. Стресс – это напряженное состояние человека в ответ на воздействие экстремальных факторов. Селье считал, что стрессовая реакция представляет собой неспецифический набор псих ...

Психическое развитие глухого ребенка в старшем дошкольном возрасте
К концу дошкольного возраста, т. е. к 6—7 годам, большая часть глухих детей, находящихся с 2 — 3 лет в специальных коррекционных детских учреждениях, достигают уровня развития зритель­ного восприятия, близкого к нормальному. Дети хорошо р ...