Личность и коллектив
Видимо, этот приём взаимооценивания она применяет не в первый раз. Возможно, в других классах он эффективен, но в этом классе происходит следующее. Лёша, которому предложили выставить оценку, отказывается: «Что я, учитель - оценки ставить?!» Следующая девочка Алина выдавливает из себя: «Он отвечал на три». Учительница соглашается с такой отметкой и выставляет её в журнал. Денис обижен, раздосадован, с вызовом бросает: «Уж ставьте сразу два!» Но главным его врагом становится Алина, предложившая поставить тройку за ответ. Всё оставшееся время урока он потратил не на дальнейшее изучение темы, а на поиски наиболее обидных и унизительных характеристик своей обидчицы.
Видим, что в классе с неблагоприятным климатом каждый шаг опасен для личности - могут осмеять, унизить, отсюда - повышенная тревожность, заниженная самооценка, отсутствие чувства защищённости. Долгое пребывание в состоянии эмоционального неблагополучия, как утверждают психологи и медики, ведёт к развитию невроза и дидактогении. Для учителя-профессионала нет сомнений в том, что ребёнок, ежедневно приходящий в школу на 5-6 часов, должен находиться в условиях, которые способствовали бы его развитию, а не тормозили его. Благоприятный психологический климат и есть то условие, при котором личность развивается позитивно.
Возникает и такой вопрос: «С чего нужно начинать работу по налаживанию (или исправлению) климата в классе? Поддаётся ли психологический климат коррекции?»
Если педагог заботится о том, чтобы на каждом его занятии ученики погружались в атмосферу уважения другого человека (средства подчёркнутого уважения личности: обращение по имени, соблюдение этикета, недопущение унижения достоинства человека, публичное признание достоинств учеников, психологическая поддержка, снятие страха: «Ничего страшного, если в первый раз не получится», авансирование успеха: «Вы умные и эрудированные, поэтому непременно найдёте интересные решения проблемы» и др.), атмосферу радости от успешного напряжённого труда, то подобная атмосфера не замедлит отразиться на характере климата в классе.
Аналогичным образом часто возобновляемая атмосфера униженности, попрания человеческого достоинства, цинизма, зависти накладывает отпечаток на климат в группе.
Классный руководитель просит ученика подать дневник, чтобы сделать запись-замечание. Ученик отвечает, что забыл дневник дома. На глазах поражённых учеников учительница открывает портфель и достаёт дневник. Все молчат. При следующей встрече, объявляя о родительском собрании, эта учительница говорит, явно злорадствуя: «Скажите родителям, чтобы ремни приготовили и на крючки их повесили». На лицах детей появляются недобрые ухмылки. В программу очередного конкурса этот педагог включает конкурсы, как будто специально предназначенные для унижения человеческого достоинства (например, съесть пирожное без помощи рук). И вот наступает время, когда педагоги, родители, студенты (на практике) видят класс, для которого постоянным спутником становится агрессивность, прорывающаяся не только в обидных и оскорбительных кличках, но и потасовках, драках, высмеивании друг друга; нормой становится привычка брать чужие вещи без разрешения, радость от оплошности, плохого ответа, двойки кого-то из учеников и др.
Рекомендуем к прочтению:
Социально – психологическая сущность религиозного утешения
Религиозное утешение может быть исследовано с разных позиций. Материалистический его анализ предполагает, в частности, выяснение тех социальных причин и условий, которые рождают потребность в нем. Для социологии религии важно изучение со ...
Бихевиористический подход к организации обучения и воспитания
В обл-ти восп-ия б/х проявил себя в конц-ции модиф-ции пов-ия. Мод-ция пов-ия (в шир-ом смысле) – это вся сово-сть мет-ов, направ-ых на изм-ние пов-ия лич-сти (это мет-ды псих-го воздей-ия, приме-ние спец-их преп-тов). Мод-ия пов-ия (в уз ...
Подходы к изучению ответственности
Положение о неудовлетворительном состоянии проблемы ответственности в современной психологии отмечают многие исследователи. Трудности усугубляются тем, что понятия ответственности в философии, психологии, педагогике совпадают лишь частичн ...