Страхи и тревожность, их возрастные особенности и проявления
1. По повышению самооценки ребенка;
2. По обучению ребенка способам снятия мышечного и эмоционального напряжения;
3. По отработке навыков владения собой в ситуациях, травмирующих ребенка.
Работа по всем трем направлениям может проводиться либо параллельно, либо постепенно и последовательно.
Критерии по выявлению тревожного ребенка.
1. Не может долго работать не уставая;
2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то;
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство;
4. Во время выполнения задания очень напряжен, скован;
5. Смущается чаще других;
6. Часто говорит о возможных неприятностях;
7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке;
8. Жалуется, что снятся страшные сны;
9. Руки обычно холодные и влажные;
10. Нередко бывает расстройство стула;
11. Сильно потеет, когда волнуется;
12. Не обладает хорошим аппетитом;
13. Спит спокойно, засыпает с трудом;
14. Пуглив, многое вызывает у него страх;
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается;
16. Часто не может сдержать слезы;
17. Плохо переносит ожидание;
18. Не любит браться за новое дело;
19. Не уверен в себе, в своих силах;
20. Боится сталкиваться с трудностями.
Работа с родителями.
Как показывает практика, формирование детской тревожности является следствием неправильного воспитания ребенка. Так, например, родители тревожных детей зачастую предъявляют к ним завышенные требования, совершенно невыполнимые для ребенка. Иногда это связано с неудовлетворенностью собственным положением, с желанием воплотить собственные нереализованные мечты в своем ребенке. Завышенные требования родителей могут быть связаны и с другими причинами. Так, добившись высокого положения в обществе или материального благополучия, родители, не желая видеть в своем чаде «неудачника», заставляют того работать сверх меры. Также нередки случаи, когда родители сами являются высокотревожными, вследствие чего они воспринимают малейшую неудачу как катастрофу, отчего и не позволяют ему сделать не малейшего промаха. Ребенок таких родителей лишен возможности учиться на собственных ошибках.
Требования взрослых, которые ребенок не в состоянии выполнить, нередко приводят к тому, что он начинает испытывать страх не соответствовать ожиданиям окружающих, чувствовать себя неудачником. Со временем он привыкает «опускать руки», сдаваться без борьбы даже в обычных ситуациях. Таким образом, формируется личность человека, который старается действовать так, чтобы ему не приходилось сталкиваться с какими бы то ни было проблемами.
Некоторые родители, стремясь уберечь своего ребенка от любых реальных и мнимых угроз его жизни и безопасности, формируют тем самым у него ощущение собственной беззащитности перед опасностями мира. Все это отнюдь не способствует нормальному развитию ребенка, реализации его творческих способностей и мешает его общению с взрослыми и сверстниками.
Исследования специалистов показывают, что большинство родителей тревожных детей не осознают, как их собственное поведение влияет на характер ребенка. Это говорит о том, что с родителями необходимо проводить разъяснительные беседы, рекомендовать для чтения специальную литературу и привлекать их к взаимодействиям с психологом. Так, иногда, «неподготовленные» родители, узнав о возникновении у ребенка каких-либо страхов, принимают неправильную позицию. Они начинают либо уговаривать ребенка. Чтобы он не боялся, либо высмеивать его. И то, и другое может только способствовать усилению страха.
Рекомендуем к прочтению:
«Я – концепция» и основные положения
Феномен самоутверждения зависит от следующих факторов таких, как характер притязаний личности, ее возможности. Но мы предположим, что самоутверждение в своем формировании будет на представлении индивида о себе, на «Я - концепцию». Поэтому ...
Социальная информация
Во многих исследованиях отмечается связь между сознанием, языком и мышлением. Язык является средством общения между людьми. Он отражает степень развития общества и меняется вместе с изменениями в общественной жизни. Развитие языка отражае ...
Родительская ответственность в структуре феномена родительства
По мнению Р.В. Овчаровой, родительство – «социально-психологический феномен, представляющий собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, представлений и убеждений относительно себя как родителя, реализуемую во всех проявл ...